Об обязании создать условия инвалидов для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры



Дело № 2-482/2011

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Архипова В.В.

с участием заместителя Канашского межрайпрокурора Янтыкова Р.М.

при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к Сайдашевой Л.А. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с иском к Сайдашевой Л.А. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно в помещение магазина <данные изъяты>», расположенной в <адрес>

Заявление мотивировано тем, что <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки магазина <данные изъяты> ИП Сайдашева Л.А., расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в магазин не созданы, вход в магазин не оборудовано пандусом и поручнем, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин <данные изъяты> является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать собственника помещения Сайдашеву Л.А. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин <данные изъяты> установить пандус и поручни для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании <данные изъяты> Янтыков Р.М. требования <данные изъяты> поддержал по изложенным в иске доводам и, уточняя их, просил не ИП Сайдашева А.Л. обязать создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин <данные изъяты> ИП Сайдашева Л.А., расположенного по адресу: <данные изъяты> а собственника Сайдашеву Л.А., так как собственником помещения является она, которое судом принято.

Ответчик - Сайдашева Л.А. надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, в письменном заявлении адресованной суду, просила рассмотреть дело по иску <данные изъяты> без ее участия, выразила согласие с иском.

<данные изъяты>, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки суду не сообщило.

<данные изъяты> в суд не явилась, представили письменное заявление о рассмотрении дела без их участия.

Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в магазин <данные изъяты> ИП Сайдашева Л.А., расположенного по адресу: <адрес>.

Проверкой установлено, что доступ в магазин не приспособлено для доступности маломобильных групп населения. Вход в помещение магазина не оборудовано пандусом и поручнем. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 5).

В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта 3.23 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.

К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин <данные изъяты> ИП Сайдашева Л.А. является объектом социальной инфраструктуры.

Собственником помещения магазина <данные изъяты> в <адрес> является Сайдашева Л.А., о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9)

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет № рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Сайдашеву Л.А. в трехмесячный срок создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «<данные изъяты> ИП Сайдашева Л.А., расположенного по адресу: <данные изъяты> а именно оборудовать пандус с поручнем для обеспечения доступа указанных групп населения.

Взыскать с Сайдашевой Л.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере № рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий судья В.В.Архипов