Дело № 2-490/2011
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
с участием помощника Канашского межрайпрокурора Афанасьева А.В.
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к Антоновой Н.В. и Антонову С.Г. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно в помещение магазина «<данные изъяты>», расположенного в <адрес>
В дальнейшем Канашский межрайонный прокурор представил в суд уточненное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит обязать создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно в магазин «<данные изъяты>», расположенного в <адрес>, собственников помещения - Антонову Н.В. и Антонова С.Г..
Заявление мотивировано тем, что помощником Канашского межрайонного прокурора <данные изъяты> совместно <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в помещение магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. При этом установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение магазина не созданы, вход в магазин не оборудовано пандусом и поручнем, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин «<данные изъяты>» является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать собственников помещения Антонову Н. В. и Антонова С. Г. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «<данные изъяты>», установить пандус и поручни для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании старший помощник Канашского межрайонного прокурора Афанасьев А.В. требования прокурора поддержал по изложенным в уточненном иске доводам и просил обязать собственников помещения Антонову Н. В. и Антонова С. Г. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчик Антонова Н. В. надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещена, в суд не явилась, в письменном заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело по иску прокурора без ее участия, выразила согласие с иском
Ответчик Антонов С. Г. в суд не явился, извещен надлежащим образом, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, письменных возражений на иск не представил, в связи с чем суд считает рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
<данные изъяты>, <данные изъяты> Канаш своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, суд не явились, о причинах неявки суду не известили, своих представителей в суд не направили иписьменных возражений на иск не представили.
Суд, выслушав пояснения старшего помощника прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ помощником Канашского межрайонного прокурора <данные изъяты> совместно <данные изъяты> была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно - правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в магазин «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>.
Проверкой установлено, что доступ в помещение магазина не приспособлено для доступности маломобильных групп населения. Вход в помещение магазина не оборудовано пандусом и поручнем. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 13).
В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с положениями статьи 15 данного закона, постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В силу пункта 3.23 СНиП дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.
К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.
В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «<данные изъяты>» является объектом социальной инфраструктуры.
Собственниками помещения магазина «<данные изъяты>», расположенного в <адрес> являются по 1/2 доле в праве общей долевой собственности:
Антонова Н.В., на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серии <данные изъяты>, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18);
Антонов С.Г., на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.
Доказательства устранения вышеперечисленных нарушений (отсутствие пандуса и поручня при входе в магазин «<данные изъяты>») ответчиками суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежат взысканию с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Антонову Н.В. и Антонова С.Г. в трехмесячный срок создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение - магазин «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, а именно оборудовать пандус с поручнем для обеспечения доступа указанных групп населения.
Взыскать с Антоновой Н.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Антонова С.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.
Председательствующий судья В.В. Архипов