о признании наследником, принявшим наследство, о признании права собственности на хозяйственные постройки и два земельных участка в порядке наследования, о признании права собственности на жилой дом с пристроем



Дело № 2-386/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе: председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.

при секретаре Журиной И.Г.

с участием представителя истца- адвоката Павловой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой М.А. к Межрайонной инспекции ФНС РФ № по Чувашской Республике о признании наследником, принявшим наследство, о признании права собственности на хозяйственные постройки и два земельных участка в порядке наследования, о признании права собственности на жилой дом с пристроем,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Борисова М.А. обратилась в Канашский районный суд ЧР с иском к Межрайонной инспекции ФНС РФ № по Чувашской Республике о признании наследником, принявшим наследство по закону после отца - Б.А.Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ, о признании в порядке наследования права собственности на земельный участок площадью № кв.метров с кадастровым номером №, баню с предбанником, сарай, амбар и ворота, расположенные по адресу: <адрес>, и на земельный участок площадью № кв.метров с кадастровым номером №, расположенный <адрес>; о признании права собственности на лично построенный жилой дом с пристроем, расположенный <адрес>

Требования Борисовой М.А. обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец Б.А.Б., которому принадлежал земельный участок площадью № кв.метров, баня с предбанником, сарай, амбар и ворота, расположенные по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью № кв.метров, расположенный <адрес>. Она является наследницей первой очереди по закону, завещание отец не оставил. После смерти отца не обратилась к нотариусу, но фактически приняла наследство, стала пользоваться земельными участками и на одном из них в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год построила новый жилой дом с пристроем. Признание за ней права на наследство и на новый дом возможно лишь в судебном порядке.

Истец Борисова М.А. на второе судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о времени и месте его проведения. На первом судебном заседании она поддержала свой иск и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ отец умер, завещание оставить не успел. Дом был старый, отец хотел построить новый дом. Еще до смерти отца купили кирпичи и заложили фундамент. После смерти отца в течение нескольких лет она на свои средства построила новый дом, каждый год обрабатывала земельные участки, но из-за юридической неграмотности не обратилась к нотариусу в установленный законом срок, полагая, что наследство перейдет к ней автоматически. Мать умерла на № лет раньше отца, после ее смерти отец жил один, в новый брак не вступал. Из четверых детей в живых остались она, Борисов В.А. и Б.Ф.А., брат Б.О.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Павлова С.П. поддержала иск по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика - Межрайонной инспекции ФНС РФ № по Чувашской Республике и представитель третьего лица - администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, возражений по поводу иска не представили.

Третьи лица Борисов В.А. и Муратова Ф.А. на второе судебное заседание представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.№), на первом судебном заседании с иском согласились и подтвердили объяснения истца.

Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив письменные доказательства и показания свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.30,31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.

Постановлением главы <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ за Б.А.Б. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства было закреплено № га земли в виде двух земельных участков площадью № и № кв.метров (л.д.№), однако государственный акт был выдан на имя Борисовой М.А. (л.д.№), что не отменяет возникшее у Б.А.Б. право собственности и не означает возникновение этого права у Борисовой М.А. В государственном кадастре недвижимости этим земельным участкам присвоены кадастровые номера №, № (л.д.№), согласно межевому плану (л.д.№) фактическая площадь первого земельного участка, расположенного под <адрес>, составляет № кв.метра, площадь второго земельного участка, расположенного <адрес>, составляет № кв.метра (л.д.№).

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) на земельном участке <адрес> расположен кирпичный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки (литера А) с кирпичным пристроем (литера А1) общей площадью жилого дома № кв.метров, жилой площадью № кв.метров, бревенчатая баня (литера Б) с дощатым предбанником (литера б 1), кирпичный сарай (литера В), бревенчатый амбар (литера Г) и тесовые ворота (литера I).

Выпиской из похозяйственной книги (л.д.№) и справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) подтверждается, что Б.А.Б. по день своей смерти состоял на регистрационном учете и проживал в <адрес>, а также являлся собственником этого домовладения.

Однако истец Борисова М.А. пояснила, что старый дом, в котором жил Б.А.Б., в новом техническом паспорте обозначен как амбар. Свидетели-односельчане И.В.П. и З.А.И. подтвердили, что после смерти Б.А.Б. его дочь Борисова М.А. построила новый дом.

Согласно свидетельству о смерти (л.д.№) Б.А.Б. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Таким образом, в состав наследства Б.А.Б. подлежат включению принадлежавшие ему на праве собственности земельные участки площадью № кв.метра и № кв.метра, а также баня с предбанником, сарай, амбар и ворота. Участок земли площадью № кв.метров с определенными на местности границами на расстоянии № метра по направлению <адрес> отсутствует, а потому не может быть предметом наследования.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Доказательства того, что Б.А.Б. при жизни распорядился своим имуществом путем составления завещания, суду представлены не были. В делах администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> ЧР завещания от имени Б.А.Б. не имеется (л.д.№).

В соответствии со ст.532 ГК РСФСР к наследованию по закону в первую очередь призываются дети, супруг и родители наследодателя.

Свидетельством о рождении (л.д.№) подтверждается, что истец Борисова М.А. является дочерью Б.А.Б..

В соответствии со ст.546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Нотариус <данные изъяты> нотариального округа ЧР М.Т.Г. сообщила, что наследственного дела на имущество Б.А.Б. нет (л.д.№). Это означает, что никто из его наследников в установленный законом срок не подал нотариусу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Однако на основе объяснений истца Борисовой М.А., третьих лиц Борисова В.А., Муратовой Ф.А. и показаний свидетелей И.В.П. и З.А.И. в судебном заседании установлено, что Борисова М.А. сразу после смерти отца стала пользоваться его земельными участками, то есть фактически приняла наследство. Другие наследники первой очереди о своих претензиях на наследство не заявили.

В соответствии со ст.546 ГК РСФСР принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Таким образом, Борисова М.А. подлежит признанию единоличным собственником принадлежавшего ее отцу имущества: земельных участков площадью № кв.метров и № кв.метра, а также бани с предбанником, сарая, амбара и ворот.

В соответствии со ст.40 ЗК РФ собственнику земельного участка принадлежит право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как пояснила Борисова М.А., разрешение на строительство нового жилого дома она не получала, то есть кирпичный жилой дом с пристроем является самовольной постройкой.

На основании ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Признавая за Борисовой М.А. право собственности на земельный участок <адрес>, суд признает за ней и право собственности на жилой дом (литера А) с пристроем (литера А1) общей площадью жилого дома № кв.метров, жилой площадью № кв.метров, расположенный по тому же адресу, так как эти постройки по сообщению главы администрации <данные изъяты> ЧР соответствуют архитектурным, градостроительным, противопожарным и санитарным нормам (л.д.№), их существование не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Борисовой М.А. удовлетворить частично.

Признать Борисову М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, наследником, принявшим наследство по закону после отца - Б.А.Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и признать за ней в порядке наследования право собственности на земельный участок площадью № кв.метров с кадастровым номером №, баню (литера Б) с предбанником (литера б 1), сарай (литера В), амбар (литера Г), ворота (литера I), расположенные по адресу: <адрес>, а также на земельный участок площадью № кв.метра с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>

Признать за Борисовой М.А. право собственности на жилой дом (литера А) с пристроем (литера А1) общей площадью жилого дома № кв.метров, жилой площадью № кв.метров, расположенный <адрес>

Иск Борисовой М.А. о признании в порядке наследования права собственности на участок земли площадью № кв.метров в <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд ЧР в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.Г. Карачкина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.