о признании права собственности на дом



Дело № 2-354/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе: председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.

при секретаре Варламовой И.В.

с участием представителя истцов - ответчиков Немова С.В., ответчика- истца Сахоровой Р.Т. и ее представителя- адвоката Павловой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мингалиевой З.Т. и Хуснетдинова Р.Т. к Сахоровой Р.Т. о признании за каждым из них права на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования и по встречному иску Сахоровой Р.Т. к Мингалиевой З.Т. и Хуснетдинову Р.Т. о признании наследником, принявшим наследство, признании права на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на тот же жилой дом в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Мингалиева З.Т. и Хуснетдинов Р.Т. посредством своего представителя Немова С.В. обратились в Канашский районный суд Чувашской Республики с иском к Сахоровой Р.Т. о признании за каждым из них права на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после отца - Х.Т.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, после матери- Х.М.Я., умершей ДД.ММ.ГГГГ, после брата- Х.Р.Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Требования истцов обоснованы тем, что их родители Х.Т.С. и Х.М.Я. в период брака на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ приобрели право совместной собственности на вышеуказанный жилой дом. После смерти Х.Т.С., наступившей в ДД.ММ.ГГГГ году, принадлежавшую ему 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по закону унаследовали жена Х.М.Я., сыновья Р. и Ри., дочери З., С. и Ра. (каждый получил по 1/12 доле), поскольку они фактически вступили во владение и управление наследственным имуществом, несли бремя его содержания. В ДД.ММ.ГГГГ году умерла С.. При отсутствии завещания и других наследников первой очереди по закону наследство фактически приняла ее мать Х.М.Я., которая проживала вместе с дочерью. Так доля Х.М.Я. в праве собственности на жилой дом увеличилась до 2/3. ДД.ММ.ГГГГ Х.М.Я. умерла. С заявлениями о принятии наследства по закону к нотариусу обратились сыновья Р. и Ри., дочери З. и Ра. (по 1/6 доле каждому). ДД.ММ.ГГГГ умер Ри.. С заявлениями о принятии наследства по закону к нотариусу обратились брат Р. и сестры З. и Ра. (по 1/3 доле каждому). Из-за того, что после смерти Х.Т.С. никто из наследников не оформил свои права, нотариус отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство.

ДД.ММ.ГГГГ Сахорова Р.Т. предъявила встречный иск к Мингалиевой З.Т. и Хуснетдинову Р.Т. о признании ее наследником, принявшим наследство после отца - Х.Т.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, после матери- Х.М.Я., умершей ДД.ММ.ГГГГ, после брата- Х.Р.Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ, и о признании за ней права на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.

Фактические основания встречного иска Сахоровой Р.Т. аналогичны основаниям первоначального иска.

Истцы-ответчики Мингалиева З.Т. и Хуснетдинов Р.Т., представители третьих лиц- Межрайонной инспекции ФНС РФ № по Чувашской Республике и администрации <данные изъяты> Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Представитель истцов-ответчиков Немов С.В., имея соответствующие полномочия, от имени своих доверителей поддержал первоначальный иск и признал встречный иск. Это признание встречного иска было принято судом, о чем вынесено отдельное определение.

Ответчик-истец Сахорова Р.Т. и ее представитель- адвокат Павлова С.П. признали первоначальный иск и поддержали встречный иск, однако признание первоначального иска не было принято судом, о чем вынесено отдельное определение.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

По договору № от ДД.ММ.ГГГГ Х.Т.С. в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности был предоставлен земельный участок площадью № кв.метров по адресу: <адрес>. Договор был нотариально удостоверен, а в ДД.ММ.ГГГГ года БТИ <данные изъяты> на основании этого договора зарегистрировало за Х.Т.С. право собственности на <адрес> (л.д.№). По данным отдела архитектуры администрации <данные изъяты> (л.д.№) изменение нумерации дома с № на № произошло в связи с изменением адресного хозяйства.

В техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что домовладение № по <адрес> состояло из основной бревенчатой жилой части ДД.ММ.ГГГГ года постройки, каркасно-засыпного жилого пристроя с дощатыми сенями ДД.ММ.ГГГГ года постройки, каркасно-засыпной времянки ДД.ММ.ГГГГ года постройки, каркасно-засыпной бани, пяти тесовых сараев, колодца и заборов (л.д.№).

Согласно свидетельству на л.д.№ Х.Т.С. с ДД.ММ.ГГГГ года состоял в браке с Х. (Я.) М.Я., то есть право собственности на <адрес> Х.Т.С. приобрел в период брака. На основании ст.20 КоБС РСФСР <адрес> следует считать совместной собственностью супругов Х..

ДД.ММ.ГГГГ Х.Т.С. умер в <адрес> (л.д.№).

В соответствии со ст.528 ГК РСФСР, ст.21 КоБС РСФСР со смертью Х.Т.С. открылось наследство в виде 1/2 доли в праве собственности на жилой <адрес> Республики, так как другая 1/2 доля подлежала выделению его супруге.

В соответствии со ст.527 ГК РСФСР, ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Завещание Х.Т.С., если оно имелось, стороны суду не представили. Их требования основаны на праве наследования по закону.

В соответствии со ст.532 ГК РСФСР, ст.ст.1141- 1143 ГК РФ доли наследников одной очереди равны. При наследовании по закону наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя, наследниками второй очереди являются родные братья и сестры наследодателя, его дедушки и бабушки.

Как следует из материалов дела, объяснений сторон и показаний свидетеля М.Н.К., у Х.Т.С. и Х.М.Я. (Яр., Я.) было шестеро детей: Мингалиева З.Т. (л.д.№), Хуснетдинов Р.Т. (л.д.№), Х.Р.Т., Х.С.Т. (л.д.№), Сахорова Р.Т. (л.д.№) и Х.Б.Т..

Согласно ст.546 ГК РСФСР, ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Из сообщения нотариуса <данные изъяты> нотариального округа ЧР М.Т.Г. (л.д.№) следует, что наследственного дела на имущество Х.Т.С. нет, то есть никто из его наследников к нотариусу с заявлением о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство не обращался.

Из домовой книги <адрес> следует, что на день смерти Х.Т.С. был зарегистрирован и проживал в этом доме с сыновьями Р., Ри. и дочерью С.. В нотариальной и судебной практике проживание наследников в одном доме с наследодателем на день открытия наследства создает презумпцию фактического принятия наследства, так как наследники неизбежно вступают во владение личными вещами, предметами домашнего обихода и обстановки, которые принадлежали умершему.

Объяснениями участвующих лиц и показаниями свидетелей Я.Х.Х., М.Н.К., И.А.З. и Ю.Г.З. подтверждено, что после смерти Х.Т.С. его жена Х.М.Я. оставалась проживать в <адрес>, дочери Ра. и З. приезжали на похороны, некоторое время жили в родительском доме, передавали матери деньги на содержание дома, то есть тоже фактически приняли наследство.

Согласно ст.546 ГК РСФСР, ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

На основании изложенного следует признать, что каждый из шести наследников получил в наследство по 1/12 доле в праве собственности на жилой дом <адрес>, при этом доля Х.М.Я. в праве собственности увеличилась до 7/12.

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умерла Х.С.Т. (л.д.№).

В соответствии со ст.ст.1112,1113 ГК РФ со смертью Х.С.Т. открылось наследство в виде 1/12 доли в праве собственности на жилой <адрес>

Право собственности Х.С.Т. не было зарегистрировано (л.д.№), однако отсутствие государственной регистрации права не может быть препятствием для перехода существующего права собственности в порядке наследования, так как государственная регистрация не затрагивает самого содержания гражданского права и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях.

Завещание Х.С.Т., если оно имелось, стороны суду не представили.

Из пояснений сторон и показаний тех же свидетелей следует, что Х.С.Т. не была замужем, детей не имела. Это значит, что ее единственным наследником по закону первой очереди была ее мать.

Из сообщения нотариуса <данные изъяты> нотариального округа ЧР М.Т.Г. (л.д.№) следует, что наследственного дела на имущество Х.С.Т. нет.

Поскольку Х.М.Я. была сособственником дома, пользовалась им, проживала в нем, то она фактически приняла наследство после смерти дочери, и ее доля в праве собственности на жилой дом <адрес> увеличилась до 2/3.

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) под <адрес> располагается каркасно-засыпной жилой дом (литера А) с каркасно-засыпным пристроем (литера А1), каркасно-засыпной времянкой (литера Д) и двумя дощатыми и одними каркасно-засыпными сенями (литеры а,д,д1) площадью квартиры № кв.метров, общей площадью квартиры № кв.метров, жилой площадью № кв.метров, крытый двор (литера Г1), два дощатых и один кирпичный сараи (литеры Г, Г2, Г3), три забора (литеры I, II, III) и туалет (литера Т).

Х.М.Я. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.№).

В соответствии со ст.ст.1112,1113 ГК РФ со смертью Х.С.Т. открылось наследство в виде 2/3 долей в праве собственности на жилой дом <адрес>.

Изучение копии наследственного дела № (л.д.№) показало, что завещания Х.М.Я. не оставила. В установленный законом срок заявления о принятии наследства по закону нотариусу подали наследники первой очереди Сахорова Р.Т., Мингалиева З.Т. и Хуснетдинов Р., а Х.Р. фактически принял наследство, так как проживал и был зарегистрирован в <адрес>.

В соответствии со ст.1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.

Таким образом, после смерти Х.М.Я. ее четверым детям стало принадлежать по 3/12 (1/4) доле в праве собственности на жилой дом.

Х.Р.Т. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.№).

Изучение копии наследственного дела № (л.д.№) показало, что завещания Х.Р.Т. не оставил, наследников первой очереди нет, в установленный законом срок заявления о принятии наследства по закону нотариусу подали наследники второй очереди - сестры Сахорова Р.Т., Мингалиева З.Т. и брат Хуснетдинов Р..

В соответствии со ст.1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.

Вступившим в законную силу приговором Канашского районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) установлено, что смерть Х.Р. наступила от умышленных действий его брата Хуснетдинова Р.. Доводы представителя истца Немова С.В. о том, что убийство было совершено в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений, при этом Р. не преследовал цели получить наследство, не могут быть приняты во внимание, так как действия Хуснетдинова Р. прямо или косвенно способствовали призванию его самого к наследованию. По мнению суда, Хуснетдинов Р.Т. является недостойным наследником и не может наследовать после брата Ри..

После смерти Х.Р.Т. принадлежавшая ему 1/4 доля в праве собственности на жилой дом подлежит делению поровну между двумя его сестрами (по 1/8).

Таким образом, доля Хуснетдинова Р. в праве собственности на жилой дом <адрес> остается 1/4, а доли Сахоровой Р.Т. и Мингалиевой З.Т. составляют 1/4+1/8= 3/8 (или 9/24), но каждой из них заявлено требование о признании права лишь на 1/3 долю (или 8/24). В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. Принятие судом отдельного решения о признании Сахоровой Р.Т. наследником, принявшим наследство после матери и брата, не требуется, так как это подтверждено в нотариальном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Мингалиевой З.Т. удовлетворить.

Признать за Мингалиевой З.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право на 1/3 долю в праве собственности на жилой дом (литера А) с пристроем (литера А1), времянкой (литера Д) и тремя сенями (литеры а,д,д1) площадью квартиры № кв.метров, общей площадью квартиры № кв.метров, жилой площадью № кв.метров, крытый двор (литера Г1), три сарая (литеры Г, Г2, Г3), три забора (литеры I, II, III) и туалет (литера Т), расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после отца - Х.Т.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, после матери- Х.М.Я., умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, после брата- Х.Р.Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Иск Хуснетдинова Р.Т. удовлетворить частично.

Признать за Хуснетдиновым Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право на 1/4 долю в праве собственности на жилой дом (литера А) с пристроем (литера А1), времянкой (литера Д) и тремя сенями (литеры а,д,д1) площадью квартиры № кв.метров, общей площадью квартиры № кв.метров, жилой площадью № кв.метров, крытый двор (литера Г1), три сарая (литеры Г, Г2, Г3), три забора (литеры I, II, III) и туалет (литера Т), расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после отца - Х.Т.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, после матери- Х.М.Я., умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

В иске Хуснетдинова Р.Т. о признании права на 1/12 долю в праве собственности на то же домовладение в порядке наследования по закону после брата- Х.Р.Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отказать.

Встречный иск Сахоровой Р.Т. удовлетворить.

Признать Сахорову Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, наследницей, принявшей наследство по закону после отца- Х.Т.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и признать за ней право на 1/3 долю в праве собственности на жилой дом (литера А) с пристроем (литера А1), времянкой (литера Д) и тремя сенями (литеры а,д,д1) площадью квартиры № кв.метров, общей площадью квартиры № кв.метров, жилой площадью № кв.метров, крытый двор (литера Г1), три сарая (литеры Г, Г2, Г3), три забора (литеры I, II, III) и туалет (литера Т), расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после отца - Х.Т.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, после матери- Х.М.Я., умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, после брата- Х.Р.Т., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд ЧР в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.Г. Карачкина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.