решение о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения по неисполнению обязанности по надлежащему сбору и вывозу мусора, а также об обязании очистить зем. участки, в которых образованы свалки с мусором



Дело № 2-642\2011

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Архипова В.В.

с участием заместителя Прокурора Я.

при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельные участки в лесопосадке с правой стороны от асфальтной дороги ведущей в сторону <данные изъяты> и в <данные изъяты> метрах от <данные изъяты> в лесопосадке вдоль асфальтной дороги <данные изъяты> от отходов производства и потребления,

у с т а н о в и л:

Заместитель Прокурора обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельные участки в лесопосадке с правой стороны от асфальтной дороги, ведущей в сторону <адрес> и в <данные изъяты> метрах от <данные изъяты> в лесопосадке вдоль асфальтной дороги <данные изъяты> от отходов производства и потребления. Свои требования прокурор мотивировал тем, что указанные нарушения были установлены в результате проверки, проведенной заместителем Прокурора. Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем, просит суд обязать ответчика очистить указанные территории.

Заместитель Прокурора Я. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и, просил суд удовлетворить их.

Представитель ответчика - глава администрации Сельского поселения И. исковые требования заместителя Прокурора признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки территории сельского поселения, указанные в акте были завалены мусором. В настоящее время территория указанная в справке, очищена от мусора.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.

Согласно справке заместителя Прокурора Я., была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов потребления на территории Сельского поселения.

В ходе данной проверки на территории деревни <данные изъяты> обнаружены стихийные несанкционированные свалки с отходами потребления. Так, в лесопосадке с правой стороны от асфальтированной дороги, ведущей в сторону <данные изъяты>, в <данные изъяты> м. от дер. <данные изъяты> на площади <данные изъяты> кв. м. расположена несанкционированная свалка с бытовыми отходами (пластиковая посуда, стеклянная тара, полиэтиленовые мешки, железные банки и т.д.). Кроме того, вдоль асфальтированной дороги <данные изъяты> имеется лесопосадка, в которой также образована несанкционированная свалка размером <данные изъяты> метра с бытовыми отходами (пластиковая посуда, стеклянная тара, полиэтиленовые мешки, железные банки и т.д.). В <данные изъяты> метрах от данной свалки на западной стороне расположен <данные изъяты>

Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов подтвердилась и в ходе дачи письменного объяснения главы администрации Сельского поселения И. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Из содержания объяснения следует, что действительно на момент проверки, на территории Сельского поселения были обнаружены стихийные несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов. Ими принимаются меры по сбору бытовых отходов и их вывозу на свалку.

В подтверждение обстоятельств наличия несанкционированных свалок в лесопосадке с правой стороны от асфальтированной дороги, ведущей в сторону <данные изъяты>, в <данные изъяты> м. от дер. <данные изъяты> и в лесопосадке вдоль асфальтированной дороги <данные изъяты>, суду представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем Прокурора Я.

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).

В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией Сельского поселения соблюдены не были, произошло захламление территории земель вокруг лесопосадки с правой стороны от асфальтированной дороги, ведущей в сторону <данные изъяты>, в <данные изъяты> м. от дер. <данные изъяты> на площади <данные изъяты> кв. м. и в лесопосадке вдоль асфальтированной дороги <данные изъяты> размером <данные изъяты> метров отходами производства и потребления,с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения. Что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных.

Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статьям 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, исковые требования заместителя Прокурора к администрации Сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участках земли, в которых образованы несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, расположенных: в <данные изъяты> м. от деревни <данные изъяты> в лесопасадке с правой стороны от асфальтной дороги, ведущей в сторону <данные изъяты> и в <данные изъяты> метрах от <данные изъяты> в лесопасадке вдоль асфальтной дороги <данные изъяты>, на которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором и об обязании администрацию Сельского поселения очистить указанные земельные участки от отходов производства и потребления подлежат удовлетворению.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск заместителя Прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными бездействие администрации Сельского поселения, выразившейся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, на участках земли, в которых образованы несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, расположенных: в <данные изъяты> метрах от дер. <данные изъяты> в лесопосадке с правой стороны от асфальтированной дороги, ведущей в строну <данные изъяты>; в <данные изъяты> м. от <данные изъяты> в лесопосадке вдоль асфальтированной дороги <данные изъяты> от отходов производства и потребления.

Обязать администрацию Сельского поселения очистить земельные участки, в которых образованы несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, расположенных: в <данные изъяты> метрах от дер. <данные изъяты> в лесопосадке с правой стороны от асфальтированной дороги, ведущей в строну <данные изъяты>; в <данные изъяты> метрах от <данные изъяты> в лесопосадке вдоль асфальтированной дороги <данные изъяты> от отходов производства и потребления.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней, со дня принятия.

Председательствующий судья В.В. Архипов