Гр.дело №2-560-2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Егоровой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шариповой Ф.Ш. к администрации <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях в качестве иных категорий граждан,обязании принять на такой учет,
установил:
Шарипова Ф.Ш. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях в качестве иных категорий граждан, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в приобретении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ( л.д.№).
Обосновывая свои исковые требования, Шарипова Ф.Ш. указала, что она является <данные изъяты>, имеет право на улучшение жилищных условий. Собрав необходимые документы, она обратилась в администрацию <данные изъяты> с заявлением о принятии ее на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях в качестве иных категорий граждан. На момент подачи такого заявления она была зарегистрирована в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление о том, что ей отказали в постановке на такой учет на основании ч.3 ст.52 ЖК РФ.
Как указывает в своем исковом заявлении Шарипова Ф.Ш., ей <данные изъяты> года, за ней необходим уход. Своего жилья в <адрес> она не имеет. Местом ее жительства является <адрес>, где она проживает у дочери с зятем около <данные изъяты> лет.
Истица Шарипова Ф.Ш., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Представитель истца - Гараев Р.З., действующий на основании доверенности, исковые требования Шариповой Ф.Ш. поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> Л. исковые требования Шариповой Ф.Ш. не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Шарипова Ф.Ш. обратилась в администрацию <данные изъяты> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку согласно Закону РФ «О ветеранах». Заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается по месту жительства гражданина. В соответствии с п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При подаче заявления местом жительства Шариповой Ф.Ш. являлась деревня <адрес>, в <адрес> Шарипова Ф.Ш. была зарегистрирована временно - на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, администрация <данные изъяты> обоснованно отказала Шариповой Ф.Ш., временно проживающей в <адрес>, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Выслушав объяснения представителя истца Шариповой Ф.Ш. - Гараева Р.З., представителя ответчика - Л., свидетеля Х.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Шарипова Ф.Ш. обратилась в администрацию <данные изъяты> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку согласно закону «О ветеранах» ( л.д.№).
В этом заявлении Шарипова Ф.Ш. указала, что она проживает в <адрес>
На основании постановления № главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Шариповой Ф.Ш. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве иных категорий граждан в связи с тем, что последняя зарегистрирована в <адрес>, в <адрес> проживает временно ( л.д.№).
Собственниками жилого дома <адрес> являются Х.И. и Х. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией договора дарения жилого дома с надворными постройками и земельного участка, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( л.д.№№).
На момент подачи указанного заявления Шарипова Ф.Ш. была зарегистрирована в <адрес>, что подтверждается штампом регистрации в ее паспорте ( л.д.№); по заявлению, адресованному Шариповой Ф.Ш. в <данные изъяты>, последняя с согласия бывшего собственника жилого <адрес> Х.А. зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.№).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что прежний собственник жилого <адрес> - Х.А. не желал вселять Шарипову Ф.Ш. в указанный дом в качестве члена своей семьи.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулирует ст.52 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления граждан, поданных в указанный орган по месту своего жительства.
Ч.2 ст.4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике» также предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании заявлений граждан по месту своего жительства.
В соответствии с п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Однако сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. Основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713. Документом, подтверждающим адрес места жительства гражданина Российской Федерации, является документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ).
Таким образом, регистрация по месту жительства является значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина.
В своем Определении за №123-О от 9 апреля 2002 года Конституционный Суд РФ признал, что, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно - учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17,19,27 и 40 Конституции Российской Федерации.
В этой ситуации положения ч.3 ст.52 ЖК РФ не препятствуют применению Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, применение которых основывается на том, что документом, подтверждающими адрес места жительства гражданина Российской Федерации, является документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ).
Поэтому администрация <данные изъяты>, исходя из того, что Шарипова Ф.Ш. на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку согласно закону «О ветеранах» проживала в <адрес> временно, обоснованно отказала последней в принятии на такой учет.
Отказ администрации <данные изъяты> в принятии Шариповой Ф.Ш. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в приобретении жилья на основании Федерального закона «О ветеранах» не нарушает ее жилищные права, поскольку ДД.ММ.ГГГГ последняя зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, что подтверждается адресной справкой ( л.д.<данные изъяты>).
Поэтому Шарипова Ф.Ш. в настоящее время не лишена возможности обращения в орган местного самоуправления с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в приобретении жилья на основании Федерального закона «О ветеранах».
Следовательно, в иске Шариповой Ф.Ш.к администрации <данные изъяты> о признании незаконным постановления главы администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях следует отказать.
Анализируя второе требование Шариповой Ф.Ш. - об обязании принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в приобретении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении указанного требования также следует отказать, поскольку, как было указано выше, администрацией <данные изъяты> обоснованно отказаноШариповой Ф.Ш. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Кроме того, для решения вопроса о принятии Шариповой Ф.Ш. на такой учет, истице необходимо вновь обратиться в администрацию <данные изъяты> с соответствующим заявлением и представить документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а администрации <данные изъяты> в соответствии со ст.51 ЖК РФ должна решить вопрос о том, имеются ли основания для признанияШариповой Ф.Шнуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ч.5 ЖК РФ решить вопрос о принятии Шариповой Ф.Ш. на такой учет либо об отказе в принятии на учет.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Шариповой Ф.Ш. к администрации <данные изъяты> о признании незаконным постановления главы администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в приобретении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.