об обязании выполнении квот по устройству инвалидов



Дело № 2-666/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                             <адрес>

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего - судьи Лазенковой Е.А.,

с участием:

старшего помощника Чувашского транспортного прокурора Михайлова А.В.,

при секретаре Алексеевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чувашского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАВОД о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и возложении обязанности выполнить квоту по приему на работу инвалидов,

У С Т А Н О В И Л :

                                                                               

Чувашский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Канашский районный суд с иском к ЗАВОД о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и о возложении обязанности выполнить квоту по приему на работу инвалидов, указывая, что Чувашской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о занятости населения, социальной защите инвалидов в ЗАВОД Согласно законодательству РФ, в частности ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. На основании ст. 21 указанного Закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности (но не менее 2 и не более 4 процентов). Частью 1 ст. 2 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики» организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. При этом, в соответствии с представленными сведениями Центр занятости в нарушение названных требований законодательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЗАВОД при среднесписочной численности работников <данные изъяты> человек не выполнена квота по созданию рабочих мест и приему на работу <данные изъяты> инвалидов.

Прокурор Михайлов А.В. исковые требование поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ЗАВОД Г. иск не признала, суду пояснила, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на их предприятии работают <данные изъяты> инвалид при квоте <данные изъяты> человека. Однако трудоустроить инвалидов в полном объеме согласно квоте не представляется возможным, поскольку работа на предприятии протекает в условиях повышенной опасности, многие работы проводятся в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда. В настоящее время имеются вакансии на <данные изъяты> рабочих мест, о которых сообщено в Центр занятости, но трудоустроить на них инвалидов не представляется возможным, так же как и организовать специальные рабочие места для них. В связи с этим руководство <данные изъяты> обратилось к главе администрации <адрес> с просьбой об отмене квоты для трудоустройства инвалидов на их предприятии.

Представитель третьего лица Центр занятости Ф. полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, пояснила, что в <данные изъяты> году квота по трудоустройству инвалидов в ЗАВОД выполнена только наполовину, при этом свои возможности участия в различных региональных программах, позволяющих обеспечить выполнение квоты, в том числе и за счет создания <данные изъяты> специальных рабочих мест для инвалидов, что даст основания считать квоту выполненной, ответчик не реализовывает.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Часть 2 ст. 7 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты.

В соответствии с п. 2 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, таких как установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В силу абзаца 2 ст. 24 указанного Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

На основании абзаца 1 ст. 21 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Частью 1 ст. 2 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики» организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.

Согласно ст. 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Таким образом, трудоустройство инвалидов в счет установленных квот производится работодателями в установленном законодательством порядке самостоятельно или по направлениям районных и городских органов службы занятости населения, в том числе путем создания специальных рабочих мест для инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной, если инвалиды трудоустроены на все выделенные или вновь созданные рабочие места в счет установленной квоты.

В соответствии с федеральным законодательством создание квотируемых рабочих мест для инвалидов осуществляется за счет средств работодателей и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В рамках раздела 4 Республиканской целевой программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011 год, утвержденной Постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ , работодателям представлена возможность участия в реализации мероприятий «Содействие занятости инвалидов» на основании договоров о трудоустройстве инвалидов, состоящих на учете в центрах занятости населения или обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске работы, заключаемых между центрами занятости населения и работодателями, создающими рабочие места для инвалидов. Центры занятости населения за счет субсидии из федерального бюджета возмещают работодателю затраты на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места трудоустроенного инвалида в размере 30 тысяч рублей на одно рабочее место.

При этом из представленной Центр занятости информации об организациях, не выполняющих квоту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ЗАВОД имеет штат в <данные изъяты> работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет <данные изъяты> места, из них заполнено (устроены на работу) <данные изъяты> человек, невыполненная квота составляет <данные изъяты> места (л.д. <данные изъяты>). Данное обстоятельство подтверждается и сведениями ЗАВОД о выполнении квоты для приема на работу за ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. <данные изъяты>).

Из представленной информации Центр занятости в нем по состоянию на <данные изъяты> зарегистрированы <данные изъяты> инвалидов.

Каких-либо сведений о заключении ЗАВОД договора с Центр занятости об организации трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, согласно которому Центр обязуется направлять безработных граждан - инвалидов для трудоустройства в организацию ответчика, суду не представлено. Так же не реализуется ответчиком и возможность участия в программе « Содействие занятости инвалидов», предусматривающая возмещение работодателю из средств федерального бюджета затраты на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места трудоустроенного по направлению Центра занятости населения инвалида.

При этом суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что характер работы и условия труда на их предприятии практически исключают возможность работы на нем инвалидов, а так же создание для них специальных рабочих мест, поскольку из имеющихся в деле сведений, следует, что <данные изъяты> трудоустроенных на ЗАВОД инвалидов работают слесарями, станочниками, контролерами, а так же машинистом крана, такелажником, электромонтером, экономистом, бухгалтером, медсестрой.

Таким образом, согласно законодательству у ЗАВОД сохраняется обязанность по устранению допущенных нарушений, а именно выполнения установленной квоты по приему на работу инвалидов, при этом сведений о том, что ответчиком предпринимались все предусмотренные возможности трудоустройства инвалидов, суду не представлено, в связи с чем иск Чувашского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАВОД о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и возложении обязанности выполнить квоту по приему на работу инвалидов подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина, от которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Чувашского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАВОД удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ЗАВОД выразившееся в невыполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Обязать ЗАВОД устранить допущенное нарушение закона путем трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты.

Взыскать с ЗАВОД госпошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней.

Судья                                                                           Е.А. Лазенкова