Дело № 2-937/2011 Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Архипова В.В. с участием заместителя <данные изъяты> межрайпрокурора Я. при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении КАнашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора к индивидуальному предпринимателю С. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в здание магазина «<данные изъяты>», у с т а н о в и л: <данные изъяты> межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с иском к ИП С. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в здание магазина «<данные изъяты>», оборудовать вход в указанное здание пандусом, а также устранить перепад высот пола и входной площадки и привести его в соответствии с п.3.23 СНиП Заявление мотивировано тем, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки здания магазина «<данные изъяты>» ИП С. расположенного по <адрес>, установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание магазина «<данные изъяты>» не созданы, вход в магазин оборудован пандусом, ширина которого <данные изъяты> см и не соответствует требованиям СНИП 35-01-2001 п.3.27-3.33, перепад высоты пола с наружной стороны здания составляет <данные изъяты> см, а с внутренней стороны <данные изъяты> см, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению здание магазина «<данные изъяты>» является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ИП С. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина «<данные изъяты>», установить пандус для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.2-3.33 СНиП 35-01-2001, устранить перепад высот пола и входной площадки и привести его в соответствии с п.3.23 СНиП. В судебном заседании заместитель <данные изъяты> межрайонного прокурора Я. требования прокурора поддержал по изложенным в иске доводам и, уточняя их, просил не индивидуального предпринимателя С. обязать создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина «<данные изъяты>», расположенного по <адрес>, а собственника помещения С. Ответчик С. исковые требования прокурора признала в полном объеме и суду пояснила, что действительно помещение магазина «<данные изъяты>» принадлежит ей на праве собственности. На момент проверки было оборудовано пандусом шириной <данные изъяты> см, который не соответствовал требованиям СНиП 35-01-2001 п.3.27-3.33, перепад высоты пола с внутренней стороны также не соответствовал требованиям СНиП. В настоящее время недостатки, обнаруженные в ходе проверки, устранены. Главный архитектор <данные изъяты> надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просили рассмотреть дело без их участия. Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора, ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в здание магазина «<данные изъяты>» ИП С.., расположенного по <адрес>. Проверкой установлено, что доступ в здание магазина не приспособлен для доступности маломобильных групп населения. Несмотря на то, что вход в помещение магазина оборудовано пандусом, его ширина составляет <данные изъяты> см, что не соответствует требованиям п.3.27-3.33 СНиП 35-01-2001, перепад высоты пола с наружной стороны здания составляет <данные изъяты> см, а с внутренней стороны <данные изъяты> см, которые также не соответствует требованиям п.3.23 СНиП35-01-2001. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>). В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. В силу пункта 3.23 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра. К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям». Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики. В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «<данные изъяты>» является объектом социальной инфраструктуры. В ходе судебного заседания установлено, что собственником нежилого помещения - магазина «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес> является С.., о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>). Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Вместе с тем суд считает, что нарушения, выявленные в ходе проверки, до принятия судом решения устранены. Об этом суду пояснила ответчица, а также свидетельствуют фотографии представленные суд С. Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 45 ГПК РФ, по правилам ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчицы, не освобожденной от уплаты судебных расходов. В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> рублей. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора к С. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в здание магазина «<данные изъяты>», расположенный по <адрес>, а именно оборудовать пандус в соответствии с требованиями п.3.27-3.33 СНИП 35-01-2001, перепад высот пола и входной площадки привести в соответствии с п.3.23 СНиП 35-01-2001 удовлетворить. Требования <данные изъяты> межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к С. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в здание магазина «<данные изъяты>», расположенный по <адрес> а именно оборудовать пандус в соответствии с требованиями п.3.27-3.33 СНИП 35-01-2001, перепад высот пола и входной площадки привести в соответствии с п.3.23 СНиП 35-01-2001 считать исполненными. Взыскать с С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия. Председательствующий судья В.В.Архипов