об обязании создать гражданам-инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры



Дело № 2-938/2011

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

       и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                        г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                                   Архипова В.В.

с участием старшего помощника <данные изъяты> межрайпрокурора         Т.

при секретаре судебного заседания                                                            Гавриловой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю С.И. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в помещение <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с иском к ИП С.И. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в помещение <данные изъяты> оборудовать вход в указанное помещение пандусом с поручнем и высоту перепада порога входной двери привести в соответствие с требованиями законодательства.

Заявление мотивировано тем, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки помещения <данные изъяты> ИП С.И. расположенного по <адрес> установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в офис <данные изъяты> не созданы, вход в офис не оборудован пандусом и поручнем, перепад высоты пола с наружной стороны здания составляет более <данные изъяты> сантиметров, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов.

В силу характера оказываемых услуг населению <данные изъяты> является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ИП С.И. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение <данные изъяты> установить пандус и поручни для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001, перепад высоты пола и входной площадки привести в соответствии с п.3.23 СНиП.

В судебном заседании старший помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Т. требования прокурора поддержала по изложенным в иске доводам и, уточняя их, просил не ИП С.И. обязать создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение <данные изъяты> расположенного по <адрес> а собственника С.И., которое судом принято.

Ответчик С.И. надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, обеспечила явку своего представитель.

Представитель ответчика С.С., действующий по доверенности, исковые требования прокурора признал и суду пояснил, что действительно вход в помещение <данные изъяты> не оборудован пандусом и поручнем, перепад высота пола с наружной стороны здания составляет более <данные изъяты> см. Обязуется в ближайшее время устранить выявленные нарушения.

Главный архитектор <данные изъяты> своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, суд не явился, в заявлении адресованной суд, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав пояснения старшего помощника прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в помещение <данные изъяты> ИП С.И. расположенного по <адрес>.

Проверкой установлено, что доступ в помещение не приспособлен для доступности маломобильных групп населения. Вход в помещение офиса не оборудован пандусом и поручнями, перепад высота пола с входной площадкой здания составляет более <данные изъяты> см. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>).

В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта 3.23 СНиП дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.

К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе и <данные изъяты>. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению <данные изъяты> является объектом социальной инфраструктуры.

В ходе судебного заседания установлено, что собственником нежилого помещения - <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес> является С.И., о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что С.И. для исполнения обязанности по оборудованию пандуса с поручнем, устранению перепада высот пола и входной площадки с учетом объема работ, материальных затрат разумно определить трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 45 ГПК РФ, по правилам ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора к С.И. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами -инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в помещение <данные изъяты> расположенного по <адрес> оборудовать пандус с поручнем в соответствии с требованиями п.3.27-3.33 СНИП 35-01-2001, перепад высот пола и входной площадки привести в соответствии с п.3.23 СНиП 35-01-2001, удовлетворить.

Обязать С.И. устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в помещение <данные изъяты> расположенного по <адрес> и оборудовать вход в помещение агентства пандус с поручнемв соответствии с требованиями п.3.27-3.33 СНИП 35-01-2001, перепад высот пола и входной площадки привести в соответствии с п.3.23 СНиП в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с С.И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий судья                                                                                 В.В.Архипов