о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения



Дело № 2-1067\2011

Р Е Ш Е Н И Е

        и м е н е м       Р о с с и й с к о й      Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                       г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                        Архипова В.В.

с участием заместителя К. межрайпрокурора                              Янтыкова Р.М.

при секретаре судебного заседания                                                        Григорьевой М.А.                                           

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении К. районного суда ЧР гражданское дело по иску заместителя К. межрайонного прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> <данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по <данные изъяты>, а также обязании <данные изъяты> <адрес>, в конце <данные изъяты> №№ <адрес> от <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Заместитель К. межрайонного прокурора обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействие администрации поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации <данные изъяты>, находящиеся: <адрес>. Требования мотивированы тем, что указанные нарушения были установлены в результате проверки, проведенной заместителем межрайонного прокурора. Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем, просит суд обязать ответчика очистить указанные территории.

В судебном заседании заместитель К. межрайонного прокурора Янтыков Р.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и вновь приведя в зале суда, просил суд удовлетворить их.

Представитель ответчика - глава администрации <данные изъяты> В.Н.А. исковые требования заместителя К. межрайонного прокурора признала и суду пояснила, что действительно на момент проверки территории сельского поселения, указанные в акте территории были завалены <данные изъяты>. В настоящее время принимают меры по очистке территорий указанных в акте проверки.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.

Согласно справке заместителя К. межрайонного прокурора Янтыкова Р.М., была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части организации <данные изъяты> на территории <адрес>.

В ходе данной проверки на территории села <адрес> Чувашской Республики обнаружены стихийные несанкционированные свалки с отходами потребления, а именно: в овраге в 25 метрах от <адрес> в 30 метрах от <адрес>; на северо-восточной стороне <адрес> в овраге за <адрес> в конце переулка между домами №№ 25 и 27, 37 и 41, 67 и 69.

В подтверждение обстоятельств наличия несанкционированных свалок в указанных местах, суду представлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленный заместителем К. межрайонного прокурора Янтыковым Р.М.

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).

В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией <данные изъяты> соблюдены не были, произошло <данные изъяты>. Что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных.

Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статьям 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, исковые требования заместителя К. межрайонного прокурора к администрации <данные изъяты> о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации <данные изъяты>.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск заместителя К. межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными бездействие администрации <данные изъяты>, выразившейся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации <данные изъяты>.

Обязать администрацию <данные изъяты> очистить территорию населенного пункта от <данные изъяты>, находящихся: в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд ЧР в течение десяти дней, со дня принятия.

Председательствующий судья                                                                                В.В. Архипов