об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами их права на свободный доступ в помещение магазина ООО `Чип-сервис`



Дело № 2-1070/2011

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

       и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                      г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                 Архипова В.В.

с участием заместителя К. межрайпрокурора       Янтыкова Р.М.

при секретаре судебного заседания                                         Гавриловой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении К. районного суда ЧР гражданское дело по иску заместителя К. межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к ИП Перепелкиной С.В. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами - инвалидами, в том числе <данные изъяты>, их права на свободный доступ в помещение <данные изъяты> ООО «Ч.»,

у с т а н о в и л:

Заместитель К. межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с иском к ИП Перепелкиной С.В. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами - инвалидами, в том числе <данные изъяты> их права на свободный доступ в помещение <данные изъяты> ООО «Ч.», оборудовать вход в указанное здание <данные изъяты> и привести их в соответствии с требованиями п.3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

Заявление мотивировано тем, что К. межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки <данные изъяты> ООО «Ч.» ИП Перепелкиной С.В., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение <данные изъяты> ООО «Ч.» не созданы, вход в <данные изъяты> ООО «Ч.» не оборудован <данные изъяты> со стороны <адрес> составляет , что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов.

В силу характера оказываемых услуг населению <данные изъяты> ООО «Ч.» является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства, просит обязать ИП Перепелкину С.В. устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе <данные изъяты>, их права на свободный доступ в помещение <данные изъяты> ООО «Ч.», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> и оборудовать вход в <данные изъяты> согласно требованиям СНиП 35-01-2001 п. 3.27-3.33 (<данные изъяты>) и устранить <данные изъяты> и привести его в соответствии с п. 3.23 СНиП (<данные изъяты>.).

В судебном заседании заместитель К. межрайонного прокурора ЧР Янтыков Р.М. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям и вновь приведя их суду, просил удовлетворить исковые требования.

Ответчик Перепелкина С.В. исковые требования прокурора признала в полном объеме и обязалась в ближайшее время устранить недостатки, выявленные в ходе проверки.

Главный архитектор города К. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просили рассмотреть дело без их участия.

Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора, ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ К. межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в <данные изъяты> ООО «Ч.» ИП Перепелкиной С.В., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Проверкой установлено, что <данные изъяты> ООО «Ч.» не приспособлено для доступности маломобильных групп населения, вход в помещение магазина не оборудовано <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. ).

В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая <данные изъяты>) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1 данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта 3.23 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.

К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1 Свода правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению <данные изъяты> ООО «Ч.» является объектом социальной инфраструктуры.

В ходе судебного заседания установлено, что собственником <данные изъяты> помещения - <данные изъяты> ООО «Ч.», площадью кв.м. этаж , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, является Перепелкина С.В., о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.

Доказательства устранения вышеперечисленных нарушений (отсутствие <данные изъяты> при входе в <данные изъяты> ООО «Ч.) ответчиком суду не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что Перепелкиной С.В. для исполнения обязанности по оборудованию <данные изъяты> с учетом объема работ, материальных затрат разумно определить <данные изъяты> срок со дня вступления решения в законную силу

Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 45 ГПК РФ, по правилам ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежат взысканию с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Перепелкину С.В. устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе <данные изъяты> их права на свободный доступ в помещение <данные изъяты> ООО «Ч.» и в <данные изъяты> срок со дня вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение <данные изъяты> ООО «Ч.», расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно: оборудовать <данные изъяты> согласно требованиям п. 3.27-3.33 СНиП 35-01-2001 (<данные изъяты>), устранить <данные изъяты>, и привести его в соответствии с. п. 3.23 СНиП 35-01-2001.

Взыскать с Перепелкиной С.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий судья                                                                                 Архипов В.В.