об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства и об обязании обеспечить финансирование данных мероприятий



Дело № 2-1066\2011

Р Е Ш Е Н И Е

        и м е н е м       Р о с с и й с к о й      Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                       г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                       Архипова В.В.

с участием помощника <данные изъяты> межрайпрокурора                              Н.

при секретаре судебного заседания                                                        Гавриловой Л.М.                                           

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства и к администрации <данные изъяты> о возложении обязанности по финансированию деятельности МОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства,

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства и к администрации <данные изъяты> о возложении обязанности по финансированию деятельности МОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной <данные изъяты> межрайонной прокуратурой совместно отделом надзорной деятельности <данные изъяты> и территориальным отделом Управления <данные изъяты> проверки образовательных учреждений, расположенных на поднадзорной территории, в части исполнения законодательства по соблюдению действующих санитарно - эпидемиологических и противопожарных норм и правил, в обособленном подразделении МОУ «ШКОЛА» - начальные классы - комплекты в <адрес>, выявлены нарушения указанных норм: ученическая мебель не имеет угла наклона рабочей поверхности и не маркирована по росту учащихся; в классном помещении отсутствуют форточки и помещения классов не проветриваются; используемая в образовательном заведении вода не проверяется на качество и безопасность; горячее питание учащихся не организовано; ремонт столовой не проводится; на окнах использованы вставные стеклополотна; дорожка к надворному туалету выполнена из досок, которые не укреплены, шатаются и травмоопасны; на территории отсутствует физкультурно-оздоровительная зона; помещения не в полном объеме обеспечены первичными средствами пожаротушения. Указанные нарушения подвергают опасности жизнь и здоровье учащихся, а также педагогический персонал. На основании вышеизложенного <данные изъяты> межрайонный прокурор <данные изъяты> просит на администрацию МОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> возложить обязанность по устранению вышеуказанных нарушений законодательства, на администрацию <данные изъяты> обязанность по финансированию деятельности МОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.

В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Н. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и вновь приведя их в зале суда, просила суд удовлетворить иск прокурора, уточнив при этом наименование ответчика в соответствии с учредительными документами - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА» <данные изъяты>.

Ответчик - директор МБОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> Е. исковые требования прокурора признал и суду пояснил, что действительно указанные нарушения законодательства на момент проверки имели место. В настоящее время часть нарушений ими устранены, а некоторые нарушения они самостоятельно не могут устранить ввиду отсутствия финансирования на указанные цели.

Представители соответчика - начальник управления образования администрации <данные изъяты> А. и начальник финансового отдела администрации <данные изъяты> П. исковые требования признали и обязались устранить выявленные нарушения и профинансировать выполнение работ, связанных с устранением нарушений, не позднее первого квартала 2012 года.

Представители третьих лиц - начальник Территориального отдела Управления <данные изъяты> Л. и государственный инспектор <данные изъяты> по пожарному надзору А.Г. иск прокурора поддержали и пояснили, что к ним информации об устранении выявленных в ходе проверки нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства не поступали.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.

Согласно лицензии серии <данные изъяты> (регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ), выданной Министерством образования и молодежной политики <данные изъяты>, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «ШКОЛА» предоставлено право ведения образовательной деятельности по программе начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Согласно пункту <данные изъяты> Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «ШКОЛА» (Учреждение), утвержденного Постановлением Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , Учреждение имеет в своем составе обособленное структурное подразделение без права юридического лица, действующее на основании Положения, а именно начальные классы - комплекты, расположенные по адресу: <адрес>

Из части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно закрепленных в Конституции РФ положений каждый гражданин РФ имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст.37), право на охрану здоровья (ст.41).

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10), которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению общеобразовательного учреждения; территории общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; соблюдению санитарных правил и др.

Аналогичным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

В соответствии со ст. ст. 1, 34 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст. 37 данного закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Нормами статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложено на собственников имущества, руководителей федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, по результатам проверки за соблюдением конституционных прав несовершеннолетних обучающихся в обособленном подразделении МБОУ «ШКОЛА» <данные изъяты>, а именно в начальных классах - комплектах, расположенных в <адрес> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства:

В соответствии п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера. Однако ученическая мебель в начальных классах не имеет угла наклона рабочей поверхности и не маркирована по росту учащихся;

Согласно п. 6.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Вместе с тем, в классах окна заклеены, и помещения не проветриваются;

В силу пунктов 3.2, 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно: на территории общеобразовательного учреждения должны быть зоны: отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной. Вместе с тем, на территории Учреждения отсутствует физкультурно-спортивная зона; на окнах использованы вставные стеклополотна;

Согласно п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием. В нарушение данных требований дорожка к надворному туалету на территории Учреждения выполнена из досок, которые не укреплены, шатаются и травмоопасны;

В соответствии п. 8.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения. В то же время используемая в учреждении вода не проверялась на качество и безопасность;

Согласно п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Между тем, ремонт столовой не проводился;

В нарушении требований противопожарного законодательства в обособленном подразделении помещения не в полном объеме обеспечены первичными средствами пожаротушения (п.108 приложение 3 ППБ 01-03).

Эти же обстоятельства подтверждаются представленными в суд документами, а именно: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ: справкой государственного инспектора <данные изъяты> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ , письмом начальника ТО Управления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ .

Вышеперечисленные нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства создают реальную опасность защищенности обучающихся в школе детей от вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека, в связи с чем подлежат обязательному устранению Учреждением.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования <данные изъяты> межрайонного прокурора об обязании МБОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п. <данные изъяты> Устава муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА» <данные изъяты> является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета <данные изъяты> района на основе плана финансово-хозяйственной деятельности

Таким образом, причиной неисполнения требований законодательства является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления. Учредителем образовательного учреждения является <данные изъяты>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляется администрацией <данные изъяты> (п. <данные изъяты> Устава Учреждения).

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

Ссылка ответчиков на отсутствие финансовых средств не может быть принято во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на администрацию <данные изъяты> обязанности по финансированию мероприятий по устранению требований санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, выявленных в ходе проверки обособленного подразделения МБОУ «ШКОЛА» - начальные классы - комплекты, расположенных в <адрес>, также являются обоснованными и правомерными.

Вместе с тем, суд считает устраненными нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в части оборудования окон начальных классов форточками, ремонта тротуара от здания начальных классов к надворному туалету, оборудования территории обособленного подразделения физкультурно-спортивной зоной, проведения косметического ремонта помещения столовой и замены стекол на окнах.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в суд фотографиями территории начальных классов МБОУ «ШКОЛА», расположенной в <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд считает, что администрации МБОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> и администрацию <данные изъяты> для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема работ и материальных затрат, разумно определить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать администрацию МБОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, а именно:

- укомплектовать начальные классы - комплекты, расположенные в <адрес>, школьными партами в соответствии с требованиями пункта 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- провести лабораторное исследование воды из колодца на соответствие требованиям установленным Сан ПИН 2.1.4.1175 - 02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»;

- организовать горячее питание согласно п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

- обеспечить помещения начальных классов первичными средствами пожаротушения (п.108 приложения 3 ППБ-01-03).

Обязать администрацию <данные изъяты> не позднее первого квартала 2012 года обеспечить финансирование деятельности МБОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> для выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в обособленном подразделении МБОУ «ШКОЛА» - начальные классы - комплекты, расположенных в <адрес>

Взыскать с МБОУ «ШКОЛА» <данные изъяты> в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней, со дня принятия.

Председательствующий судья                                                                                В.В. Архипов