об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами их права на свободный доступ в помещение магазина



Дело № 2-1089/2011

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

       и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                      г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                   Архипова В.В.

с участием заместителя Канашского межрайпрокурора         Янтыкова Р.М.

при секретаре судебного заседания                                           Гавриловой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Александровой Е.М. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в помещение магазина «<данные изъяты>»,

у с т а н о в и л:

Заместитель Канашского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с иском к Александровой Е.М. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами - инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла - каталки, их права на свободный доступ в помещение магазина «<данные изъяты>», оборудовать вход в помещение магазина пандусом и поручнем, а также устранить перепад высоты пола входной площадки и привести их в соответствии с п. п. 3.23 - 3.33 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Заявление мотивировано тем, что Канашской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в магазин не созданы, вход в помещение не оборудовано пандусом и поручнем, перепад высоты поля, превышает предельно допустимые нормы, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов.

В силу характера оказываемых услуг населению магазин «<данные изъяты>» является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать Александрову Е.М. устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в помещение магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> и оборудовать вход в магазин пандусом и поручнем, согласно требованиям п. 3.27-3.33 СНиП 35-01-2001 (ширина пандуса не менее 1,0 м., уклон не более 8%) и устранить перепад высот пола и входной площадки, привести их в соответствии с п. 3.23 СНиП 35-01-2001 (перепад высот не должен превышать 0,025 м.).

В судебном заседании заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Янтыков Р.М. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям и, вновь приведя их суду, просил заявление удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Александрова Е.М. исковые требования прокурора признала в полном объеме и обязалась в ближайшее время их устранить.

Главный архитектор <данные изъяты> надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просили рассмотреть дело без их участия.

Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Канашской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно в помещение магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> Проверкой установлено, что магазин «<данные изъяты>» не приспособлено для доступности маломобильных групп населения, вход в помещение магазина не оборудовано пандусом и поручнями, перепад высоты пола не соответствует предъявляемым требованиям.

Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>).

В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с положениями ст. 15 данного закона постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73 приняты Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который является основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1 данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта 3.14 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Согласно пункту 3.23 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 метра.

К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил (СП) 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1 Свода правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно - сосудистой системы, психики.

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>» является объектом социальной инфраструктуры.

В ходе судебного заседания установлено, что собственником нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес> является Александрова Е.М., о чем свидетельствует копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.

Доказательства устранения вышеперечисленных нарушений, ответчиком суду не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд считает, что Александровой Е.М. для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема работ и материальных затрат, разумно определить трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу

Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования заместителя Канашского межрайонного прокурора к Александровой Е.М. об обязании устранить препятствия к осуществлению гражданами - инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в помещение магазина «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> удовлетворить.

Обязать Александрову Е.М. в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами, в том числе инвалидами, использующими кресла-каталки, их права на свободный доступ в помещение магазина «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> а именно: оборудовать пандус с поручнем в соответствии с требованиями п.3.27-3.33 СНИП 35-01-2001, перепад высот пола и входной площадки привести в соответствии с п.3.23 СНиП 35-01-2001.

Взыскать с Александровой Е.М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий судья                                                                                В.В. Архипов