Дело № 2- 1002/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М., при секретаре Григорьевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Латышовой С.В. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установил: Решением УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ Латышовой С.В. отказано во включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты>, периодов работы в должности <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отказано во включении в специальный стаж в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периода нахождения на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Не согласившись с данным решением, Латышова С.В. обратилась в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР об отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ как незаконного, включении перечисленных периодов работы в специальный стаж, в том числе периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными указанным Постановлением. С момента начала своей медицинской деятельности, независимо от указания должности по настоящее время она вела и ведет лечебную деятельность. Работая <данные изъяты>, она оказывает медицинскую помощь населению на территории деятельности: ведет <данные изъяты> Возражая против не включения ответчиком в специальный стаж периода нахождения на <данные изъяты>, указала, что в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались обязательные страховые взносы. В связи с чем периоды нахождения на <данные изъяты> подлежат включению специальный стаж. В судебном заседании истец Латышова С.В. поддержала исковые требования в полном объеме. По основаниям, изложенным в заявлении, просила включить в специальный стаж периоды работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период нахождения на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>. Представитель ответчика УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР Т.А.В. исковые требования истца не признала по основаниям, отраженным в оспариваемом решении УПФР в гК. и К. районе ЧР. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее-Список 1991 года), подлежащий применению к периодам работы до 01 ноября 1999 года. В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В абз. 2 п. 2 названного постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, <данные изъяты> Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), применяющийся к периодам работы после 01 ноября 1999 года. При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года <данные изъяты> стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066). В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже. Списки 1999 и 2002 года в разделе «Наименование должностей» содержат должности <данные изъяты>; в разделе «Наименование учреждений» Списка 1999 года названы <данные изъяты>, Списка 2002 года - <данные изъяты> Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. №) должность, в которой истец работала в К. ЦРБ, расположенной в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именовалась <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ (после переименования <данные изъяты>. В указанной должности Латышова С.В. находится до настоящего времени. Из пояснений истца в судебном заседании следует, что, работая <данные изъяты> она помимо организационных функций, большую часть времени выполняла следующие обязанности: <данные изъяты> То есть фактически истец одновременно осуществляла и должностные обязанности <данные изъяты>, установленные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 года №18247). Что согласуется со Штатными нормативами медицинского персонала <данные изъяты> (Приложение № 4) к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900, согласно которым <данные изъяты> одновременно является <данные изъяты>. Аналогичные должностные обязанности содержатся в должностной инструкции <данные изъяты>, утвержденной в № году, и в ныне действующей инструкции (л.д. №). В подтверждение объяснений истца о том, что в должности <данные изъяты> она выполняла и должностные обязанности <данные изъяты> в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности <данные изъяты> не имелось должности <данные изъяты>, их выполняла <данные изъяты> Латышова С.В., что подтверждается тарификационными списками, согласно которым в <данные изъяты> предусмотрены <данные изъяты> (л.д. №); в штатном расписании на № год и № год должность истца указана соответственно как <данные изъяты> (л.д. №). То обстоятельство, что должность <данные изъяты> относится к <данные изъяты>, у суда не вызывает никаких сомнений в силу того, что истец не имеет соответствующего образования для занятия <данные изъяты>, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 4 мая 1970 года № 280, данная должность не отнесена к <данные изъяты>. В соответствии с п. 45 приказа Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900, которым утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) должность <данные изъяты>. В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением № 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 г. № 1104 <данные изъяты> Должность <данные изъяты>, функциональные обязанности которого фактически выполняла истец Латышова С.В., работая <данные изъяты>, согласно приказу Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (утратил силу с 1 декабря 2008 года) также относилась к <данные изъяты>. То обстоятельство, что в спорные периоды работы Латышовой С.В. последняя наряду с должностными обязанностями <данные изъяты> (с 1 ноября 1999 г. - <данные изъяты> подтверждается также справкой работодателя -БУЗ «К. ЦРБ имени Г.Ф.Г.» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которой истец как <данные изъяты> исполняла также обязанности <данные изъяты>; указанная должность относится к <данные изъяты>. Действующие в период работы истца <данные изъяты> нормативно-правовые акты (в том числе приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 года № 1000, которым утверждено Положение о <данные изъяты> (Приложение № 53 к приказу)) предусматривали создание <данные изъяты> как именовалось структурное подразделение больницы, где осуществляла трудовую деятельность истец. Причем упомянутыми выше Штатными нормативами медицинского персонала <данные изъяты>, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900 (приложение 4), действовавших в то время, было определено, что если число обслуживаемого <данные изъяты> не превышает 700-900 человек и менее, в <данные изъяты> не изменяется, выполнение их обязанностей возлагается непосредственно на <данные изъяты> На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периодов ее работы в должности <данные изъяты>, в которые фактически истец выполняла обязанности <данные изъяты>, и ее должность должна была именоваться работодателем именно так, является незаконным и необоснованным. Исходя из вышеприведенных правовых норм требование истца о применении льготного исчисления стажа подлежит удовлетворению к периодам работы Латышовой С.В. в должности <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно, поскольку после указанной даты правовое регулирование в этой части изменилось. Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истца в календарном порядке. Исковые требования Латышовой С.В. о включении в специальный стаж периода нахождения на <данные изъяты> суд разрешает исходя из нижеследующего. Факт нахождения истца Латышовой С.В. на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>», то есть в должности и в учреждении, включенных в Список 2002 года (как было установлено судом), подтверждается выпиской из книги приказов К. ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) и справкой, уточняющей периоды работы (л.д. №). В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан). Трудовые отношения с истцом в период нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления. В связи с этим период нахождения истца на <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Соответственно, в указанной части решение ответчика также подлежит отмене как незаконное. В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца Латышовой С.В. в <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно. Стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у истца Латышовой С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет № месяц № дней исходя из следующего расчета: № лет № месяцев № дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № лет № месяцев № дня (период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>) + № лет № месяцев (период работы в должности <данные изъяты> соответственно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> исчислении) + № месяца (период нахождения на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> исчислении). Следовательно, трудовая пенсия истцу подлежит назначению со дня обращения в УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом наличия у нее на эту дату необходимого 25- летнего льготного стажа. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Решение УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить частично, обязать УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч.: - включить Латышовой С.В. период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в <данные изъяты> исчислении (<данные изъяты>), - включить Латышовой С.В. периоды работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период нахождения на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном исчислении, - назначить Латышовой С.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья А.М. Ефимова Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.