о признании незаконным решения УПФР в г. Канаш и Канашском районе ЧР



Дело № 2- 1048/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                  г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Б.М. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

установил:

Решением УПФР в г. К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ Иванову Б.М. отказано во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты>, периода <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данным решением, Иванов Б.М. обратился в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика включить в специальный стаж вышеперечисленный период <данные изъяты> <данные изъяты>, и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что период <данные изъяты> действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», которое предусматривало, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается <данные изъяты>. Также просил взыскать с ответчика понесенные им расходы в сумме рублей за уплату госпошлины.

Истец Иванов Б.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - УПФР в г. К. и К. районе ЧР-Ч. К.Г.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Иванова Б.М. не признала по основаниям, отраженным в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее-Список 1991 года), подлежащий применению к периодам работы до 01 ноября 1999 года.

В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), применяющийся к периодам работы после 01 ноября 1999 года.

В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список 2002 года).

Списки 1999 и 2002 года в разделе «Наименование должностей» содержат должности - <данные изъяты>; в разделе «Наименование учреждений» Списка 1999 года названы <данные изъяты>,     Списка 2002 года - <данные изъяты>.

Ответчиком включены в специальный стаж истца периоды его работы <данные изъяты> продолжительностью года месяц дней.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05 ноября 2002 года № 320-О в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Отказывая во включении в специальный стаж работы периода <данные изъяты>, ответчик в своем решении сослался на то, что <данные изъяты> не включается в выслугу, дающую право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Согласно записям в трудовой книжке истца он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает <данные изъяты> то есть в должности и в учреждении, включенных в вышеназванный Список 2002 года (л.д. ).

То обстоятельство, что истец проходил <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается его <данные изъяты> (л.д.).

В указанный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 которого в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается, в том числе, <данные изъяты>. В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в пунктах 1, 2, 3 подлежали включению при наличии не менее 2/3 специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии, что в соответствии с п. 1.2. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» составляло 16 лет 8 месяцев.

Специальный стаж истца ответчиком установлен в года месяц дней. То есть на момент обращения за пенсией у Иванова Б.М. имелся стаж работы, превышающий 16 лет 8 месяцев.

Таким образом, исходя из того, что действовавшее в период <данные изъяты> законодательство гарантировало включение указанного периода в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, то истец Иванов Б.М. имеет право на зачет спорного периода в специальный стаж. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, проходившими <данные изъяты>, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При указанных обстоятельствах требование истца о включении периода <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела усматривается, что истец обратился к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Ответчик при определении права истца на досрочную трудовую пенсию учитывал периоды его работы по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у истца Иванова Б.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет месяц дней исходя из следующего расчета:

года месяц дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + года месяцев дней (период <данные изъяты>).

Следовательно, досрочная трудовая пенсия истцу подлежит назначению со дня обращения в УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР-Ч. с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом наличия у него на эту дату необходимого 25- летнего специального стажа.

По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Решение УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить частично:

обязать УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч.:

- включить Иванову Б.М. период <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

- назначить Иванову Б.М. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за назначением пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с УПФР в г. К. и К. районе ЧР-Ч. в пользу Иванова Б.М. судебные расходы по уплате госпошлины в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                А.М. Ефимова