Дело № 2- 1191/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М., при секретаре Григорьевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова С.С. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. об отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установил: Решением УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ Краснову С.С. отказано во включении в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Не согласившись с данным решением, Краснов С.С. обратился в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР об отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ как незаконного, включении перечисленных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировал тем, что постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых связана по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет. В пункте 2 Постановления указано, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, независимо от наименования должности (врачи, средний медицинский персонал), один год работы в сельской местности следует считать за один год и три месяца. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден новый список, согласно которой работа в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом засчитывается в выслугу лет. В фельдшерских пунктах в сельской местности по штату числятся и числились только заведующие фельдшерскими пунктами и санитарки. Врачебно-лечебную деятельность, согласно должностным инструкциям, вели и ведут заведующие фельдшерским пунктом, поэтому период работы в указанной должности подлежит включению в его специальный стаж. В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались обязательные страховые взносы. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации относятся к иной деятельности, и включаются в страховой стаж и в специальный трудовой стаж. В судебном заседании истец Краснов С.С. поддержал свои исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, вновь привел их суду. Представитель ответчика УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР Т.А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала по основаниям, отраженным в оспариваемом решении УПФР в г. К. и К. районе ЧР. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список 1991 года), подлежащий применению к периодам работы до 01 ноября 1999 года. В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В абз. 2 п. 2 названного постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца. Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), применяющийся к периодам работы после 01 ноября 1999 года. При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников (1 год работы за 1 год и 3 месяца) стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066). В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже. Списки 1999 и 2002 года в разделе «Наименование должностей» содержат должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера; в разделе «Наименование учреждений» Списка 1999 года названы районные больницы, Списка 2002 года - больницы всех наименований. Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. №) должность, в которой истец работал в <данные изъяты>, расположенной в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ именуется заведующий А. фельдшерско-акушерским пунктом. В указанной должности Краснов С.С. находится до настоящего времени. Из пояснений истца в судебном заседании следует, что, работая заведующим фельдшерско-акушерским пунктом он помимо организационных функций, большую часть времени выполнял следующие обязанности: <данные изъяты>. То есть фактически истец одновременно осуществлял и должностные обязанности фельдшера, установленные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 года №18247). Что согласуется со Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов (Приложение № 4) к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900, согласно которым заведующий фельдшерско-акушерским пунктом одновременно является фельдшером, акушеркой либо медицинской сестрой. Аналогичные должностные обязанности содержатся в должностной инструкции среднего медицинского и фармацевтического персонала МУЗ «К. ЦРБ», утвержденной в № году (л.д. №). В подтверждение объяснений истца о том, что в должности заведующего ФАП он выполнял и должностные обязанности фельдшера в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом в штате данного пункта не имелось должности фельдшера, их выполнял заведующий фельдшерско-акушерским пунктом Краснов С.С., что подтверждается тарификационными списками, согласно которым в А. фельдшерско-акушерском пункте предусмотрены должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, <данные изъяты> (л.д. №); в штатных расписаниях на № года, на № год, должность истца указана соответственно как заведующий фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП)- фельдшер (л.д. №), в штатных расписаниях на № годы - как заведующий фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) (л.д. №). То обстоятельство, что в спорные периоды работы Краснова С.С. последний наряду с должностными обязанностями заведующего фельдшерско-акушерским пунктом исполнял обязанности фельдшера подтверждается также справкой работодателя - <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которой истец как заведующий фельдшерско-акушерским пунктом по деревням и сельским местностям исполнял также обязанности фельдшера по лечению и оказанию первой медицинской помощи больных. На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периода его работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, в которые фактически истец выполнял обязанности заведующего фельдшерско-акушерского пунктом - фельдшера, и его должность должна была именоваться работодателем именно так, является незаконным и необоснованным. Исковые требования Краснова С.С. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд разрешает исходя из нижеследующего. Факт нахождения истца Краснова С.С. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего А. фельдшерско-акушерского пункта-фельдшера <данные изъяты>, то есть в должности и в учреждении, включенных в Список 2002 года (как было установлено судом), подтверждается выпиской из книги приказов К. ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) и справкой, уточняющей периоды работы (л.д. №). В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан). Трудовые отношения с истцом в период нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, ему выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления. В связи с этим период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Соответственно, в указанной части решение ответчика также подлежит отмене как незаконное. В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца Краснова С.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно. Стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у истца Краснова С.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет № дней исходя из следующего расчета: № лет № месяца № дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № лет № мес. № дн. (период работы в должности заведующего ФАП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, трудовая пенсия истцу подлежит назначению со дня обращения в УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом наличия у него на эту дату необходимого 25- летнего льготного стажа. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Решение УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить в части не включения в специальный стаж Краснова С.С. периода работы в должности заведующего А. фельдшерско-акушерским пунктом в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч.: - включить Краснову С.С. периоды работы в должности заведующего А. фельдшерско-акушерским пунктом в К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, - назначить Краснову С.С. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья А.М. Ефимова