Д.№2-1164/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Канаш ДД.ММ.ГГГГ Канашский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Асановой Н.М., при секретарях Павловой И.В., Викторовой Т.П., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по жалобе Васильевой М.Н. о признании недействительным заключения главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, о признании незаконным и необоснованным требования главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района о предоставлении дополнительных правоустанавливающих документов на земельный участок, о возложении обязанностей на главу администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района: опубликовать заключение о результатах публичных слушаний по вопросу включения земельного участка - усадьбы кордона в границы с<данные изъяты> Канашского района и об изменении вида разрешенного использования земельного участка и разместить на официальном сайте администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района; подготовить заключение в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2004 года, направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) заявление о включении земельного участка -усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района Чувашской Республики, заключение в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2004 года, заключение о результатах публичных слушаний по вопросу включения земельного участка - усадьбы кордон в границы <данные изъяты> Канашского района и об изменении вида разрешенного использования земельного участка; об обязании главы администрации Канашского района Чувашской Республики в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу передать документы в администрацию <данные изъяты> сельского поселения для последующего направления их последним в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) в качестве приложения к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, у с т а н о в и л : Васильева М.Н. обратилась в суд с жалобой о признании недействительным заключения главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, включаемого в границы населенного пункта; о признании незаконным и необоснованным требования главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района о предоставлении дополнительных правоустанавливающих документов на земельный участок; о возложении обязанности на главу администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района в течение десяти дней: опубликовать заключение о результатах публичных слушаний по вопросу включения земельного участка - усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района и об изменении вида разрешенного использования земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и разместить на официальном сайте администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района в сети «Интернет»; подготовить для направления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка -усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка; направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) заявление о включении земельного участка -усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района Чувашской Республики, заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка -усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка вместе с приложенными к нему документами, заключение о результатах публичных слушаний по вопросу включения земельного участка - усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района; об обязании главы администрации Канашского района Чувашской Республики в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить направление в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) заявления от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему документами и документами, представленными администрацией <данные изъяты> сельского поселения Канашского района. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к главе администрации <данные изъяты> сельского поселения с мотивированным заявлением о включении земельного участка - усадьбы кордона, занятого жилым домом, надворными постройками и приусадебным (придомовым) земельным участком, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в выделе № квартала № <данные изъяты> участкового лесничества ГУ «<данные изъяты> лесничество», в границы населенного пункта <данные изъяты> Тобурдановского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики с изменением вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения сельского хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», приложив к нему документы, предусмотренные ч.4 ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а также копию свидетельства о госрегистрации права собственности на кордон, выписку из ЕГРН, ситуационный план. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № были проведены публичные слушания по вопросу включения усадьбы кордона в границы <данные изъяты> и изменения вида разрешенного использования земельного участка, а ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте поселения в сети «Интернет» была размещена информация: извещение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичных слушаний и сообщение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что публичные слушания состоялись, однако само заключение о результатах публичных слушаний, в нарушение ч.10 ст. 4.1. вышеуказанного Федерального закона, не было опубликовано в официальном вестнике поселения и не было размещено на официальном сайте поселения в сети «Интернет». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию поселения о выдаче копии заключения, указанного в п. 1 ч. 5 ст. 4.1. вышеуказанного Федерального закона, а также копии заключения о результатах публичных слушаний. В выдаче заключения о результатах публичных слушаний ей было отказано. ДД.ММ.ГГГГ ей был передан документ, озаглавленный как Заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, включаемого в границы населенного пункта. Вместе с тем выданный ей документ не является заключением, поскольку из содержания указанного документа следует, что ей отказано в выдаче заключения в связи не предоставлением правоустанавливающих документов на земельный участок. Однако данный отказ является незаконным, поскольку у нее имеется договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ., который и является тем самым правоустанавливающим документом. Следовательно, и требование администрации сельского поселения о предоставлении ею других правоустанавливающих документов на земельный участок является незаконным. В последующем администрацией Канашского района ЧР в Минстрой ЧР были направлены ее документы, представленные в администрацию района, а также заключение администрации <данные изъяты> сельского поселения. Однако, поскольку указанное заключение фактически является отказом в его выдаче, направление указанного документа не свидетельствует об исполнении требований ст.4.1 Закона №191-ФЗ, и это является основанием для возврата Минстроем ЧР данных документов без их рассмотрения. Указанные действия администраций <данные изъяты> сельского поселения и Канашского района лишают ее законного права на рассмотрение заявления уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.4.1 Закона №191-ФЗ, получения соответствующего ответа и возможности на его обжалование, нарушают ее законные интересы. В последующем в процессе нахождения дела в суде представитель заявителя Васильевой М.Н.- Васильев В.А. уточнил п.4 просительной части жалобы, изменив срок исполнения администрацией Канашского района ЧР возложенных на нее действий на пять дней. В дальнейшем в ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя Васильевой М.Н.-Васильев В.А. уточнял просительную часть жалобы и в окончательной редакции в просительной части жалобы просил обязать главу администрации <данные изъяты> сельского поселения подготовить заключение, указанное в пункте 1 части 5 ст.4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ, оставив остальные, изложенные в просительной части жалобы, требования без изменения. Заявитель Васильева М.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть жалобу без ее участия, поддержав требования, изложенные в жалобе, в представленном суду письменном объяснении. Представитель заявителя Васильевой М.Н.- Васильев В.А., действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия. Будучи ранее допрошенным в судебном заседании представитель заявителя Васильев В.А. поддержал жалобу, с представленными в последующем уточнениями, в полном объеме по изложенным в ней доводам. Заинтересованное лицо: глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики П., надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явилась, просила рассмотреть жалобу без ее участия, поддержав объяснения, ранее данные ею в судебном заседании. Будучи ранее допрошенной в судебном заседании глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики П. считала жалобу подлежащей частично удовлетворению, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поселения поступило заявление Васильевой М.Н. о включении земельного участка в границы населенного пункта с<данные изъяты> и об изменении вида разрешенного использования земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ими было отказано в выдаче заключения по той причине, что Васильева М.Н. не предоставила правоустанавливающий документ на землю. Предоставленный ею договор аренды земельного участка является не правоустанавливающим, а правоудостоверяющим документом. Это обстоятельство и послужило отказом в выдаче заключения, хотя данный отказ оформили и в виде заключения. Васильева М.Н. должна была предоставить правоустанавливающий документ-свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Так как указанный документ ею не был предоставлен, то отказ в выдаче заключения является обоснованным. Требования заявителя об опубликовании текста заключения о результатах публичных слушаний в печатном издании - «Вестнике <данные изъяты> сельского поселения» и о размещении его на сайте поселения в сети «Интернет» считала подлежащими удовлетворению. Заинтересованное лицо: администрация Канашского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в суд не направило, в представленном суду письменном отзыве просило рассмотреть жалобу без их участия, в удовлетворении требований заявителя, изложенных в п.4 просительной части жалобы, отказать, оставив разрешение вопроса об удовлетворении остальных пунктов жалобы на усмотрение суда. Ранее допрошенный в судебном заседании представитель администрации Канашского района Чувашской Республики В., действующая на основании доверенности, жалобу в части возложения обязанности на главу администрации Канашского района Чувашской Республики в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу передать документы Васильевой М.Н., связанные с включением усадьбы-кордона в границы <данные изъяты>, в администрацию <данные изъяты> сельского поселения для последующего направления их последним в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) в качестве приложения к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, не признала, указав, что ранее поданное в администрацию заявление Васильевой М.Н. с приложенными к нему документами ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Министерство градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики во исполнение решения Канашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время указанные документы находятся в данном министерстве. Поскольку спорный земельный участок находится в границах <данные изъяты> сельского поселения, а не на межселенной территории, то у администрации Канашского района отсутствует обязанность по направлению заявления Васильевой М.Н. Заинтересованное лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без участия представителя. Представитель заинтересованного лица: Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики-Л.., действующий на основании доверенности, требования о возложении обязанности на администрацию Тобурдановского сельского поселения в части опубликования текста заключения о результатах публичных слушаний в СМИ и размещения указанного заключения на сайте поселения считал подлежащими удовлетворению, в остальной части заявленных в жалобе требований считал необходимым отказать, пояснив суду, что предоставленный заявителем Васильевой М.Н. договор аренды не может являться правоустанавливающим документом, а лишь удостоверяет право арендатора на земельный участок. Правоустанавливающим документом является свидетельство о государственной регистрации права, обязанность в предоставлении которого в силу ч.1 ст. 21 Закона ЧР от 04.06.2007г. №11 «О регулировании градостроительной деятельности в Чувашской Республике» лежит на заявителе. В связи с чем отказ сельского поселения в выдаче заключения является обоснованным. Администрация Канашского района не является надлежащим ответчиком по делу, предоставленные ранее Васильевой М.Н. документы направлены уже администрацией Канашского района в Минстрой и находятся в министерстве, по ним будет приниматься соответствующее решение. Заслушав ранее данные в судебном заседании объяснения представителя заявителя Васильевой М.Н.-Васильева В.А., представителя администрации Канашского района Чувашской Республики В.., главы администрации <данные изъяты> сельского поселения П., представителя заинтересованного лица: Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Л.., допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Следовательно, при рассмотрении заявления Васильевой М.Н. по существу подлежат выяснению следующие обстоятельства: имела ли администрация <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики полномочия на совершение оспариваемых заявителем действий (на отказ от дачи заключения по заявлению Васильевой М.Н., направлению его с заявлением и приложенными к нему документами в исполнительный орган государственной власти ЧР, опубликование заключения о результатах публичных слушаний и размещение его на сайте поселения); соблюден ли ею порядок совершения таких действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения; имела ли администрация Канашского района Чувашской Республики полномочия на совершение оспариваемых заявителем действий (направление ранее представленных Васильевой М.Н. документов в администрацию <данные изъяты> сельского поселения; соблюден ли ею порядок совершения таких действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами ; соответствует ли содержание совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения; какие права и свободы заявителя нарушены указанными действиями (бездействием) администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, администрации Канашского района Чувашской Республики. Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ заявитель Васильева М.Н. обратилась к главе администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики с заявлением, в котором просила в порядке, предусмотренном ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» включить земельный участок-усадьбу кордона площадью <данные изъяты>, расположенный в выделе № квартала № <данные изъяты> участкового лесничества ГУ «<данные изъяты> лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, в границы населенного пункта <данные изъяты> Канашского района Чувашской Республики с изменением вида разрешенного использования «для ведения сельского хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в целях постоянного проживания и ведения личного подсобного хозяйства. Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью <данные изъяты> расположен в Чувашской Республике, Канашском районе, ГУ «<данные изъяты> лесничество», <данные изъяты> участковое лесничество, квартал №, выдел №, земли лесного фонда (л.д.<данные изъяты>). В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред. от 20.03.2010, с измен. от 29.03.2011) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 указанного закона. Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума. Согласно части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ( в редакциях ФЗ от 18.12.2006 №232-ФЗ, ФЗ от 30.12.2008 №311-ФЗ, от 20.03.2011г.) физическое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, копии документов, удостоверяющих личность заявителя-физического лица, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, включаемый в границы населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей, не допускается. Аналогичные требования содержатся и в ст.21 Закона ЧР от 04.06.2007 №11 ( в редакции от 15.09.2011) «О регулировании градостроительной деятельности в Чувашской Республике». Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» территория Чувашской Республики разграничена между поселениями (городскими и сельскими) в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В границы Канашского района входят 24 сельских поселения ( приложения №№21 и 22 к Закону ЧР №37), и согласно указанным приложениям, схематической карте Канашского муниципального района Чувашской Республики межселенные территории на территории Канашского района отсутствуют (л.д.<данные изъяты>). Земли лесного фонда, где расположен испрашиваемый Васильевой М.Н. земельный участок, находятся в границах <данные изъяты> сельского поселения, что подтверждается ситуационным планом, генеральным планом <данные изъяты> сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Уставом <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, показаниями свидетеля Р. (л.д.<данные изъяты>). Судом было установлено, что заявитель Васильева М.Н. в соответствии с требованиями вышеприведенных норм закона правомерно обратилась с мотивированным заявлением о включении земельного участка- усадьбы кордона в границы населенного пункта <данные изъяты> Канашского района Чувашской Республики в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, приложив к нему копию кадастрового паспорта земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, копию документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорта), а также копию договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.5 статьи 4.1 Федерального закона №191-ФЗ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления: подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Как следует из материалов дела в соответствии с требованиями ч.6,7, 8,9 ст. 4.1 Федерального закона №191-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы <данные изъяты> сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> были проведены публичные слушания по вопросу включения усадьбы кордона в границы <данные изъяты> и изменения вида разрешенного использования земельного участка, а ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте поселения в сети «Интернет» была размещена информация: извещение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичных слушаний и сообщение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что публичные слушания состоялись (л.д.<данные изъяты>). Частью 10 ст.4.1 вышеприведенного закона предусмотрено, что заключение о результатах публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границу населенного пункта или об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет». В соответствии со ст.12 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ ( в ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов определяется уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ним граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Согласно ст. 13 указанного закона информация о деятельности органа местного самоуправления, размещаемая указанным органом в сети «Интернет», должна также содержать тексты принятых правовых актов. В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ ( в ред. от 25.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.40 Закона ЧР от 18.01.2004 №19 ( в ред. от 15.09.2011) «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться Уставом муниципального образования. Согласно ст.14 Устава <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики результаты публичных должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее чем через <данные изъяты> дней после проведения публичных слушаний. Судом установлено, что информация о результатах публичных слушаний по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта <данные изъяты> и изменения вида разрешенного использования земельного участка была опубликована в Официальном вестнике <данные изъяты> сельского поселения, а также размещена на сайте поселения в сети «Интернет», однако текст самого заключения о результатах публичных слушаний (л.д.<данные изъяты>) в нарушение ч.10 ст. 4.1. вышеуказанного Федерального закона не был опубликован в официальном вестнике поселения, также не был и размещен на официальном сайте поселения в сети «Интернет», что свидетельствует о нарушении прав заявителя Васильевой М.Н. на возможность ознакомления с принятым органом местного самоуправления решением по вопросу, затрагивающему ее интересы. В связи с чем требования заявителя Васильевой М.Н. в указанной части о возложении обязанности на главу администрации <данные изъяты> сельского поселения опубликовать текст указанного заключения в официальном вестнике поселения и разместить его на сайте поселения в сети «Интернет» подлежат удовлетворению. В ходе рассмотрения данного дела указанные требования администрацией <данные изъяты> сельского поселения были частично удовлетворены и ДД.ММ.ГГГГ полный текст заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ был размещен на сайте поселения в сети «Интернет» (л.д.<данные изъяты>). Разрешая иные требования, изложенные заявителем Васильевой М.Н. в жалобе, суд приходит к следующему. Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ Васильевой М.Н. было получено заключение главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о возможности и целесообразности включения испрашиваемого заявителем земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, включаемого в границы населенного пункта. Между тем, исходя из анализа содержания указанного заключения, следует, что фактически этот документ является письменным отказом в выдаче заключения. Как установлено судом и следует из текста вышеуказанного документа, основанием для отказа послужило не предоставление заявителем Васильевой М.Н. правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок. В то же время данный документ не содержит сведений о том, какой именно правоустанавливающий документ на земельный участок не был предоставлен заявителем. Из пояснений главы администрации <данные изъяты> сельского поселения П.., представителя Минстроя ЧР Л.В., данных в судебном заседании, следовало, что заявителю Васильевой М.Н. необходимо было представить в качестве правоустанавливающего документа свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, предоставленный же заявителем договор аренды к таковому не относится и является лишь правоудостоверяющим документом. Примерный перечень правоустанавливающих документов на земельные участки приведен в ст.17 Федерального закона от 21 июня 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно Письмам Министерства экономического развития РФ от 30 октября 2009г №Д23-3585 «О надлежащих правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставляемый в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование», от 09 ноября 2099г. №ДО5-3247 «О правоустанавливающих документах на земельные участки» в случае предоставления земельного участка в собственность или аренду решение о предоставлении земельного участка или протокол о результатах торгов является исключительно основанием для заключения соответствующего договора. В указанном случае права на земельные участки возникают на основании соответствующих договоров, в связи с чем надлежащими правоустанавливающими документами в указанных случаях наряду с решениями о предоставлении земельного участка или протоколами о результатах торгов должны являться договоры отчуждения земельного участка (купля-продажа, аренда и т.п.). В то же время свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю относится к правоудостоверяющему документу на землю. Следовательно, представленные заявителем Васильевой М.Н. протокол № аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между заявителем и Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, в их совокупности являются правоустанавливающими документами, и истребование администрацией <данные изъяты> сельского поселения Канашского района ЧР от заявителя иных правоустанавливающих документов нельзя признать законным. Поскольку возложение обязанности на заявителя по предоставлению иных правоустанавливающих документов являлось необоснованным, то и отказ администрации поселения в выдаче заключения также является незаконным. В связи с чем требования заявителя о возложении обязанности на главу администрации <данные изъяты> сельского поселения подготовить заключение в сроки и в порядке, предусмотренном ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» также подлежат удовлетворению, поскольку администрация <данные изъяты> сельского поселения в нарушение требований указанного закона не подготовила соответствующее заключение, не направила его в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики), тем самым лишив заявителя Васильеву М.Н. законного права на рассмотрение заявления уполномоченным органом государственной власти в порядке, предусмотренном ч.18 статьи 4.1 указанного Федерального закона, получения ответа и возможности его обжалования, нарушив ее законные интересы. Что касается требований заявителя Васильевой М.Н. о возложении обязанности на главу администрации Канашского района Чувашской Республики в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу передать документы в администрацию <данные изъяты> сельского поселения для последующего направления их последним в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) в качестве приложения к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, то они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Положением о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, утверждённым Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2005 №231 Министерство градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по рассмотрению вопросов, связанных с включением земельных участков в границы населенных пунктов. Как было установлено судом ранее поданное в администрацию заявление Васильевой М.Н. с приложенными к нему документами ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Министерство градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики во исполнение решения Канашского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время указанные документы находятся в данном министерстве. Обязанность по направлению вновь поданного заявления Васильевой М.Н. с приложенными к нему документами полностью лежит на администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики. Следовательно, администрацией Канашского района Чувашской Республики не нарушены какие-либо права либо законные интересы заявителя Васильевой М.Н. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Заявителем Васильевой М.Н. при подаче жалобы в суд была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей. Требования заявителя Васильевой М.Н. удовлетворены и обжалуемые ею действия администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики признаны незаконными. Однако в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем расходы заявителя Васильевой М.Н. по уплате государственной пошлины подлежат возмещению из местного бюджета. Руководствуясь ст.ст.198,199, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Жалобу Васильевой М.Н. удовлетворить частично. Признать незаконными действия главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выдаче заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, и в части истребования дополнительных правоустанавливающих документов на земельный участок. Обязать главу администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики опубликовать заключение о результатах публичных слушаний по вопросу включения земельного участка - усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района и об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Официальном вестнике <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и разместить указанное заключение на официальном сайте администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в сети «Интернет». В части возложения на главу администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашкой Республики обязанности о размещении на официальном сайте администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в сети «Интернет» заключения о результатах публичных слушаний по вопросу включения земельного участка - усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района и об изменении вида разрешенного использования земельного участка решение считать исполненным. Обязать главу администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики подготовить заключение в сроки и в порядке, предусмотренном ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) указанное заключение, заключение о результатах публичных слушаний по вопросу включения земельного участка - усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района и об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также заявление Васильевой М.Н. о включении усадьбы кордона в границы <данные изъяты> Канашского района Чувашской Республики с приложением необходимых документов в сроки и в порядке, предусмотренном ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В удовлетворении жалобы Васильевой М.Н. в части возложения обязанности на главу администрации Канашского района Чувашской Республики в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу передать документы в администрацию <данные изъяты> сельского поселения для последующего направления их последним в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) в качестве приложения к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, отказать. Взыскать с администрации <данные изъяты> сельского поселения Канашского района Чувашской Республики за счет средств местного бюджета в пользу Васильевой М.Н. 200 (двести) рублей в возврат государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Н.М.Асанова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ