об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом справок о зарплате



Дело № 2- 1109/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                        г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой С.В. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом справок о заработной плате за периоды работы в Л. ССР,

установил:

Николаева С.В. с учетом последующего уточнения исковых требований обратилась в суд с иском к УПФР в городе К. и К. районе ЧР-Ч. (далее - Управление) об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате за период работы в должности буфетчицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности заведующей складом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предприятии «<данные изъяты>», и на основании архивной справки о заработной плате за период работы на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со дня выхода на пенсию по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указала, что она со своей семьей прибыла в ДД.ММ.ГГГГ году из Л. Республики в Ч. в связи с увольнением мужа из Вооруженных Сил СССР. В ДД.ММ.ГГГГ году она вышла на пенсию по старости. Трудовая пенсия по старости ей была назначена с учетом периодов работы в ЧР, также при расчете пенсии было принято во внимание, что она вырастила детей. В связи с отсутствием данных о ее заработке в военных формированиях СССР с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год и на предприятии «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она не имеет возможности получать трудовую пенсию в соответствии со своим реальным трудовым заработком в вышеуказанные периоды трудовой деятельности. Обратившись ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением к ответчику об истребовании справок о заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она получила ответ, что письменный запрос в ЦА МО РФ об истребовании справки о зарплате за указанный период сделан, но результатов по запросу нет до настоящего времени. В Л. Республику запрос УПФР в г. К. и К. районе не был сделан в связи с отсутствием денежных средств на производство запросов, а представленная ею справка о размере заработка оказалась не полной. ДД.ММ.ГГГГ она представила ответчику архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную <данные изъяты>, о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>, а также справки о заработной плате и работе в Л. ССР в должности буфетчицы и заведующей складом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые не были приняты во внимание Пенсионным фондом. В связи с отсутствием данных о ее трудовом заработке в вышеуказанные периоды, она не имеет возможности произвести перерасчет трудовой пенсии исходя заработка в указанные периоды.

Истец Николаева С.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении в суд ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика - УПФР в городе К. и К. районе ЧР-Ч. Т.А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Николаевой С.В. не признала, просила в иске Николаевой С.В. отказать. Указала, что истец с официальным заявлением о перерасчете трудовой пенсии с учетом надлежаще оформленных справок о зарплате за указанные в исковом заявлении периоды работы в Управление не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ Николаева С.В. представила в Управление ксерокопию архивной справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ксерокопию справки о работе в Л. ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по указанным документам просила произвести перерасчет пенсии. На данное обращение истца Управление дало Николаевой С.В. письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, имеющийся в материалах дела на л.д. . В ответе истцу было разъяснено о том, что обозначенные в справках периоды работы включены в ее трудовой стаж при первичном установлении пенсии, поэтому нет необходимости в перерасчете пенсии в связи с увеличением трудового стажа. По поводу перерасчета размера пенсии было указано, что согласно действующего законодательства сведения о заработке в Л. Республике могут быть учтены только до 1 января 1991 года; кроме того для перерасчета пенсии необходимо наличие выданной компетентным органом справки о заработке, содержащей сведения о ежемесячной средней заработной плате за определенный период с указанием в справке первичного документа, на основании которой она выдана (лицевые счета, ведомости и др.), сведений об уплате страховых платежей с начисленных сумм зарплаты. В представленных Николаевой С.В. ксерокопиях документов такие сведения отсутствуют, в справке о работе в Л. ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан лишь оклад, справка не имеет номера и даты выдачи.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение в РФ регулируются Федеральными законами от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон №173-ФЗ) и от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу пункта 7 статьи 18 Закона № 173-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Данная норма позволяет обжаловать и иные решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в случае нарушения такими решениями прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Статья 30.3. Закона № 173-ФЗ предусматривает право пенсионера на перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации в случаях представления дополнительных документов или возникновения иных обстоятельств, указанных в данной статье.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона № 173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 28 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 17/19пб, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

Как установлено судом истец Николаева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ (по достижении -летнего возраста) является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшего до вступления в силу вышеназванного Закона №173-ФЗ (л.д. ).

В стаж работы (общий) органами социальной защиты истцу засчитано года месяцев дня, в том числе периоды работы в Л. ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Факт осуществления трудовой деятельности истца в указанные периоды подтверждается трудовой книжкой истца (л.д. ), согласно которой Николаева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала буфетчицей, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующим складом в государственном производственном объединении по <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеником оправщика-чистильщика, в последующем оправщиком- чистильщиком на <данные изъяты>, реорганизованного в ДД.ММ.ГГГГ году в <данные изъяты>.

Из материалов пенсионного дела на имя Николаевой С.В. видно, что при определении размера трудовой пенсии в расчет принимался ее заработок за последние два года до назначения пенсии - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям ст. 102 Закона РСФСР № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР».

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ Николаева С.В. обратилась в УПФР в г. К. и К. районе ЧР с заявлением, в котором просила по представленным документам произвести перерасчет трудовой пенсии (л.д. ). К заявлению приложила копии справки о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором «ЛЗ» (л.д. ) и архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ о трудовом стаже и заработной плате, выданной <данные изъяты> (л.д. ).

На данное заявление Николаевой С.В. Управлением был дан письменный ответ за (л.д. ), в которым со ссылками на действующее законодательство ей разъяснено о невозможности принять представленные ею копии справок для перерасчета пенсии.

Не согласившись с отказом пенсионного органа принять данные документы для перерасчета размера трудовой пенсии Николаева С.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

В соответствии с п. 1 подп. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно представленной истцом в Управление справки, выданной директором «ЛЗ», Николаева С.В. работала в магазине, принадлежащем организации <данные изъяты>» на должности буфетчицы со среднемесячным окладом рублей, включая премиальные, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей складом в этой же организации с окладом рублей в месяц.

Данная справка переведена переводчиком Р. с латышского языка на русский ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 17 Указаний Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996г. № 1056) документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Пунктом 15 названных Указаний документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

В соответствии со статьей 22 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан 18.12.2007г., вступил в силу 19 января 2011 года) необходимые для социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации или иного специального удостоверения. Порядок удостоверения перевода документов, выданных на государственных языках Договаривающихся Сторон, определяется Договаривающимися Сторонами.

Поскольку конкретный порядок удостоверения перевода документов между двумя государствами в настоящее время не определен, следует руководствоваться законодательством РФ.

В Российской Федерации удостоверение копий документов, представляемых для целей пенсионного обеспечения, осуществляется в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 года № 4462-1 нотариусами, работниками консульских учреждений, а также на основании и в рамках пункта 11 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 года.

Представленная Николаевой С.В. справка о работе в организации <данные изъяты> данным требованиям не отвечает. Несмотря на то, что указанная справка переведена на латышский язык, нотариус или работник консульского учреждения в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 года не засвидетельствовал подлинность подписи переводчика; в справке не указана дата ее выдачи, документы, послужившие основанием ее выдачи.

Кроме того, из пояснений истца Николаевой в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что данную справку по почте ей прислала в году знакомая, проживавшая в Л. Республике; обстоятельства получения указанным лицом справки ей не известны.

В ходе рассмотрения дела в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом истцу неоднократно было разъяснено ее право заявить перед судом ходатайство об истребовании из архивных организаций и бывших работодателей документов о ее заработной плате за период работы в Л. Республике на предприятии <данные изъяты> <данные изъяты> а также возможности взыскания понесенных в связи с эти расходов с ответчика в случае удовлетворения иска, однако истец категорически отказалась от производства запросов судом и настаивала на разрешении ее исковых требований исходя из представленных документов.

С учетом изложенного, учитывая, что представленная истцом Николаевой С.В. справка о работе на предприятии <данные изъяты> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации по ее оформлению, а иными представленными истцом документами невозможно подтвердить ее заработок в указанный период, суд приходит к выводу о том, что пенсионным органом правомерно не принята данная справка для перерасчета трудовой пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в Управление также была представлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная <данные изъяты>, подтверждающая трудовой стаж и заработную плату Николаевой С.В. в <данные изъяты> (переименованного в последующем в <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статьи 26 Договора между Российской Федерацией и Л. Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного 18 декабря 2007 года, вступившего в силу 19 января 2011 года, пенсии, назначенные до вступления в силу настоящего Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями настоящего Договора на основании заявления лица с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления, но не ранее дня вступления в силу настоящего Договора. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии. При этом периоды страхового (трудового) стажа учитываются при условии, если другой Договаривающейся Стороной пенсия за эти периоды не назначена.

Архивная справка, выданная <данные изъяты>, о трудовом стаже и заработке истца Николаевой С.В. содержит сведения о ее заработной плате за месяца подряд, тогда как согласно вышеприведенным положениям ст. 30 Закона № 173-ФЗ при определении расчетного размера трудовой пенсии принимается во внимание среднемесячный заработок за любые месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Следовательно, Управление обоснованно не приняло указанную справку для перерасчета трудовой пенсии.

При таких установленных судом обстоятельствах требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и архивной справки о трудовом стаже и заработной плате на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со дня выхода на пенсию по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Николаевой С.В. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом справок о заработной плате за периоды работы в Л. ССР, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья                                                                    А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.