Дело № 2-1185\2011 Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Архипова В.В. с участием помощника Канашского межрайпрокурора М. при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Поселения о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельный участок, расположенный <адрес> от отходов производства и потребления, у с т а н о в и л: Заместитель Канашского межрайонного прокурора обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Поселения о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельный участок <адрес> от отходов производства и потребления. Свои требования заместитель прокурора мотивировал тем, что указанные нарушения были установлены в результате проверки, проведенной Канашской межрайонной прокуратурой в части исполнения требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем, просит суд обязать ответчика очистить указанную территорию. Помощник Канашского межрайонного прокурора М. исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и, просил суд удовлетворить их. Представитель ответчика - глава администрации Поселения Н. исковые требования заместителя Канашского межрайонного прокурора признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки территории сельского поселения, участок местности указанный в акте был завален мусором магазина <данные изъяты>. В настоящее время данная территория очищена от мусора. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений. Согласно справке заместителя Канашского межрайонного прокурора Я., была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов потребления на территории Поселения В ходе данной проверки на территории Поселения обнаружена стихийная несанкционированная свалка с отходами потребления. Так, <адрес> расположена свалка с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления (пластиковая посуда, стеклянная тара, полиэтиленовые мешки, железные банки и т.д.). Площадь свалки составляет в длину <данные изъяты> м, в ширину <данные изъяты> м. Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов подтвердилась актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем Канашского межрайонного прокурора Я. (л.д.<данные изъяты>). В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования. Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка). В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий). В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией Поселения соблюдены не были, произошло захламление земельного участка <адрес> отходами производства и потребления,с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения. Что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных. Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно статьям 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. Таким образом, исковые требования заместителя Канашского межрайонного прокурора к администрации Поселения о признании незаконным бездействия администрации Поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, в котором образована несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами производства и потребления <адрес>, об обязании очистить указанный земельный участок от отходов производства и потребления подлежат удовлетворению. В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, р е ш и л: Иск заместителя Канашского межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Поселения, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, на участке земли, в котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами производства и потребления, расположенном <адрес>. Обязать Поселение очистить земельный участок, в котором образована несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами производства и потребления, находящегося на <адрес> от отходов производства и потребления. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней, со дня принятия. Председательствующий судья В.В. Архипов