об обязании очистить земельные участки от отходов производства и потребления



Дело № 2-1182\2011

Р Е Ш Е Н И Е

        и м е н е м       Р о с с и й с к о й      Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                         г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                      Архипова В.В.

с участием помощника Канашского межрайпрокурора                              И.

при секретаре судебного заседания                                                       Гавриловой Л.М.                                           

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Поселения о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельные участки, расположенные на <адрес> от отходов производства и потребления,

у с т а н о в и л:

Заместитель Канашского межрайонного прокурора обратился с иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Поселения о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также обязании очистить земельные участки на <адрес> приблизительно в <данные изъяты> метрах от автомобильной дороги <данные изъяты> отходов производства и потребления. Требования мотивированы тем, что указанные нарушения были установлены в результате совместной проверки Канашской межрайонной прокуратуры и ТО УРПН (Роспотребнадзора) в части исполнения требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем, просит суд обязать ответчика очистить указанные территории.

Помощник Канашского межрайонного прокурора И. исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и, просила суд удовлетворить их.

Глава администрации Поселения своевременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суд не известил, письменных возражений на иск не представил и не просил о рассмотрении дела в их отсутствие. В связи, с чем суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Поселения

Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.

Согласно справке заместителя Канашского межрайонного прокурора Я., была проведена проверка исполнения экологического, природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов потребления на территории Поселения

В ходе данной проверки на территории Поселения обнаружены стихийные несанкционированные свалки с отходами потребления. Так, на <адрес> приблизительно в <данные изъяты> метрах от автомобильной дороги <данные изъяты>, расположены свалки с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления (пластиковая посуда, стеклянная тара, полиэтиленовые мешки, железные банки и т.д.). Площадь свалок составляет в длину <данные изъяты> м, в ширину <данные изъяты> м.

Вина администрации Поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов подтвердилась совместным актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем Канашского межрайонного прокурора Я. и специалистом <данные изъяты> (Роспотребнадзор) Б. (л.д. <данные изъяты>).

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).

В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией Поселения соблюдены не были, произошло захламление <адрес> отходами производства и потребления,с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения. Что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных.

Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статьям 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, исковые требования заместителя Канашского межрайонного прокурора к администрации Поселения о признании незаконным бездействия администрации Поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участках земли, в которых образованы несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, расположенных на <адрес> очистить указанные земельные участки от отходов производства и потребления, подлежат удовлетворению.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск заместителя Канашского межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Поселения, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, на участке земли, в котором расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, расположенными <адрес>

Обязать Поселение очистить земельные участки, в которых образованы несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, находящихся <адрес> от отходов производства и потребления.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней, со дня принятия.

Председательствующий судья                                                                                В.В. Архипов