Дело № 2- 1239/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М., при секретаре Григорьевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Т.М. к УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установил: Решением УПФР в г. К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Яковлевой Т.М. отказано во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы в <данные изъяты> в <данные изъяты> в должности дежурной медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Не согласившись с данным решением, Яковлева Т.М. обратилась в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным и отмене указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж вышеперечисленных периодов, обязании ответчика включить эти периоды в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировала тем, что в период ее работы в должности дежурной медсестры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в лечебно-профилактическом учреждении, учреждении охраны материнства и детства, санитарно-профилактическом учреждении. В связи с тем, что ранее действовавшее законодательство гарантировало включение периода работы в должности дежурной медсестры в специальный стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, считает, что она имеет право на зачет спорного периода в специальный стаж. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Возражая против не включения ответчиком в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, указала, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя зарплата, из которой производятся предусмотренные законом удержания. Кроме того, ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривает, что повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности. Также просила взыскать судебные расходы в сумме № рублей, понесенные за составление адвокатом искового заявления и за уплату госпошлины в суд. В судебном заседании истец Яковлева Т.М. поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям, вновь привела их суду. Представитель ответчика УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР Б.С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала по основаниям, отраженным в оспариваемом решении УПФР в г. К. и К. районе ЧР-Ч.. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список 1991 года), подлежащий применению к периодам работы до 01 ноября 1999 года. В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), применявшийся к периодам работы после 01 ноября 1999 года. В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список 2002 года). Списки 1999 и 2002 года в разделе «Наименование должностей» содержат должность «медицинская сестра»; в разделе «Наименование учреждений» названы, в том числе диспансеры - <данные изъяты>. Отказывая Яковлевой Т.М. во включении в специальный стаж периода работы в должности дежурной медсестры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик в своем решении сослался на то, что в Списке 2002 года должность дежурная медсестра не поименована, также отсутствует такая должность в Перечне должностей среднего медицинского персонала № 377 от 15.10.1999 года. Согласно записям в трудовой книжке (л.д. №) истец Яковлева (до вступления в брак - до ДД.ММ.ГГГГ - «В.» - л.д. №) Т.М. ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты> дежурной медсестрой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности по собственному желанию. В указанный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждены Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры, независимо от наименования должности, в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности. Из объяснений истца в судебном заседании следует, что, работая дежурной медсестрой <данные изъяты>, она исполняла должностные обязанности медицинской сестры, палатной медицинской сестры: осуществляла уход и наблюдение за больными, принимала и размещала в палате больных, проверяла качество санитарной обработки вновь поступивших больных, фиксировала в журнале назначенное лечение и уход за больными, следила за выполнением больными назначений лечащего врача, выполняла назначения лечащего врача, расписывалась за прием дежурства в дневнике отделения. Объяснениями истца судом установлено, что работодатель, указывая должность истца как «дежурная медсестра», имел в виду режим работы медицинской сестры - по графику дежурств (смен). Фактически истец работала в <данные изъяты> медицинской сестрой. Так, в лицевом счете за ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. №) должность истца указана кратко «м/с», то есть медицинская сестра. Размер оклада истца в указанный период, составлявший № рублей месяц (л.д. №), соответствует окладу медицинской сестры при стаже до 5 лет, установленному Приказом Минздрава СССР от 30.12.1976 года № 1250 «Об утверждении «Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения» и других документов по оплате труда работников здравоохранения». Кроме того, должность, занимаемая истцом в спорный период, относится к среднему медицинскому персоналу. Данный факт у суда не вызывает никаких сомнений в силу того, что истец не имеет соответствующего образования для занятия врачебной должности, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 4 мая 1970 года № 280, данная должность не отнесена к врачебным должностям. Бывший работодатель - ГУЗ «<данные изъяты>» (л.д. №) также подтверждает отнесение указанной должности истца к среднему медицинскому персоналу, а также подтверждает льготный характер работы истца в спорный период, о чем свидетельствует выданная ГУЗ «<данные изъяты>» справка № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющая периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии (л.д. №). Конституционным Судом Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 №2-П установлено, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Учитывая изложенное, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление продолжительности страхового стажа до 01.01.2002 года по нормам действовавшего ранее Закона Российской Федерации от 20.11.1990г №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно положениям п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона. Таким образом, учитывая, что судом установлено, что истец в период работы дежурной медсестрой в <данные изъяты> исполняла работу медицинской сестры, то есть среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в лечебно-профилактическом учреждении, исходя из положений вышеназванного Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которым утвержден Список 1991 года, и Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в ее стаж работы для назначения досрочной пенсии подлежит включению все время работы в указанной должности, приходящееся на период до 1 ноября 1999 года. Исковые требования Яковлевой Т.М. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд разрешает исходя из нижеследующего. Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации, в должности постовой медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности процедурной медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается материалами дела (л.д. №) - свидетельствами о прохождении повышения квалификации и справкой, уточняющей периоды работы (л.д. <данные изъяты>). В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. За время нахождения истца Яковлевой Т.М. на курсах повышения квалификации в связи с занимаемой должностью трудовые отношения с ней не прерывались, ей начислялась заработная плата, в этот период она оставалась пребывать в должности, указанной в трудовой книжке, обучение на курсах повышения квалификации было непосредственно связано с ее работой. Кроме того, ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) предусматривает, что повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности. В связи с чем, периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности и приравниваются к основной работе. С учетом изложенных правовых норм, требования истца суд в указанной части находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у истца Яковлевой Т.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 29 лет № месяцев № дней исходя из следующего расчета: № лет № месяцев № дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № года № месяц № день (период работы в должности дежурной медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + № месяца № дня (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Истцом заявлено требование о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ - с даты обращения за ней. С учетом того, что необходимый для назначения пенсии 30-летний специальный стаж истец не выработала на дату обращения в УПФР за назначением пенсии, однако в деле имеются сведения, выданные работодателем, об отсутствии у Яковлевой Т.М. периодов работы, не подлежащих включению в специальный стаж, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то право на получение пенсии по вышеназванному основанию возникает у нее с ДД.ММ.ГГГГ. Истцом заявлено ходатайство о взыскании с ответчика судебных расходов, понесенных в связи с уплатой государственной пошлины, и за составление искового заявления. При подаче иска в суд истец уплатила госпошлину в размере № рублей (л.д. №). За составление искового заявления Яковлева Т.М. внесла в кассу ООО «<данные изъяты>» (г. К.) № рублей, что подтверждается квитанцией (л.д. №). Поскольку иск Яковлевой Т.М. удовлетворен полностью, то по правилам ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу в размере понесенных ею по делу судебных расходов. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Решение УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить частично, обязать УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч.: - включить Яковлевой Т.М. период работы в должности дежурной медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, - включить Яковлевой Т.М. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, - назначить Яковлевой Т.М. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР-Ч. в пользу Яковлевой Т.М. судебные расходы в размере № рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья А.М. Ефимова