о признании права собственности на жилой дом и земельный участок



Дело № 2-1172/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                     город Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе: председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.

при секретаре Варламовой И.В.,

с участием истца Яковлевой Р.Г., ответчиков Яковлева С.С., Яковлева Н.С., Мешковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Р.Г. к Яковлеву С.С., Яковлеву Н.С., Мешковой Н.С., Яковлевой Е.В., Яковлеву П.В. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Яковлева Р.Г. обратилась в Канашский районный суд ЧР с иском кЯковлеву С.С., Яковлеву Н.С., Мешковой Н.С., Яковлевой Е.В., Яковлеву П.В. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метра, расположенные <адрес>.

Требования Яковлевой Р.Г. обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Я.С.Я. купил домовладение <адрес>. В то время они уже жили вместе, но их брак был зарегистрирован лишь ДД.ММ.ГГГГ. От Я.С.Я. у нее было пятеро детей: Р.А.С. и Р. (Мешкова) Н.С. (родились до регистрации брака), а также Яковлев С.С., Яковлев Н.С., Я.В.С. (родились в период брака). На основании решения исполкома <данные изъяты> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> был переименован в <адрес>, и их дом стал числиться под номером <адрес>. Домовладением пользовались сообща, достраивали его. На основании постановления главы <данные изъяты> администрации от ДД.ММ.ГГГГ за Я.С.Я. на праве собственности был закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метра, расположенный <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умер сын Р.А.С., ДД.ММ.ГГГГ умер Я.С.Я. После смерти Я.С.Я. никто из наследников к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство не обращался, хотя в доме оставались проживать она и сыновья Яковлев Н.С. и Я.В.С., который потом умер ДД.ММ.ГГГГ. Я.В.С. был разведен, его дети Яковлева Е.В. и Яковлев П.В. жили с матерью в <адрес>. В настоящее время в <адрес> живет она с сыновьями Яковлевым Н.С. и Яковлевым С.С. На семейном совете они решили, что у домовладения должен быть один собственник, и таковым будет она, тем более что все налоги, а также договора на обслуживание дома оформлены на ее имя. Она обратилась в нотариальную контору <данные изъяты> с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, оставшееся после смерти мужа, но ей там отказали, ссылаясь на то, что имущество не зарегистрировано за ее мужем.

Истец Яковлева Р.Г. в судебном заседании поддержала иск в полном объеме по заявленным основаниям.

Ответчики Яковлев С.С., Яковлев Н.С. и Мешкова Н.С. иск признали в полном объеме, о чем представили суду письменные заявления. Они пояснили суду, что на день смерти их отца Я.С.Я. в <адрес> фактически проживали сыновья С., Н. и В., но зарегистрированы были только Н. и В.. Никто из них на жилой дом и земельный участок <адрес> не претендует, так как жива их мать.

Ответчики Яковлева Е.В. и Яковлев П.В., извещенные о времени и месте судебного заседания, в адресованных суду заявлениях сообщили, что возражений по поводу иска не имеют, явиться на судебное заседание не смогут. Об отложении судебного разбирательства ответчики не просили (л.д.,).

Третьи лица - администрация <данные изъяты> Чувашской Республики, Межрайонная инспекция ФНС РФ по Чувашской Республике и Управление <данные изъяты> по Чувашской Республике, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. От заместителя руководителя Управления <данные изъяты> по ЧР Р.Т.Г. поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя регистрирующего органа (л.д.).

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ У.В.П. продал Я.С.Я. жилой бревенчатый дом жилой площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенный в <адрес>. Договор купли-продажи был удостоверен нотариусом (л.д.). По решению исполкома <данные изъяты> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> был переименован в <адрес> (л.д.). Согласно выписке из домовой книги (л.д.) Я.С.Я. с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), был прописан в <адрес>. В техническом паспорте ДД.ММ.ГГГГ Я.С.Я. был записан собственником <адрес> (л.д.), за ним же ДД.ММ.ГГГГ постановлением и.о.главы <данные изъяты> администрации на праве собственности был закреплен земельный участок по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.метра (л.д.), о чем выдан государственный акт № (л.д.). В ГКН этот земельный участок учтен под кадастровым номером (л.д.), его фактическая площадь составляет <данные изъяты> кв.метров (л.д.). В реестрах БТИ <адрес> право собственности на домовладение по <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано за Я.С.Я. (л.д.). Вышеприведенные доказательства свидетельствуют о том, что со временем жилому дому и земельному участку <адрес> был присвоен почтовый адрес: <адрес>, и собственником этого имущества был Я.С.Я., ему же в соответствии со ст.52 ЗК РСФСР 1991 года, ст.40-41 ЗК РФ принадлежало право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Как следует из технических паспортов (л.д.) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес> состояло из бревенчатого жилого ДД.ММ.ГГГГ года постройки с бревенчатым пристроем ДД.ММ.ГГГГ постройки, кирпичным пристроем ДД.ММ.ГГГГ постройки и дощатыми сенями, жилая площадь дома составляла <данные изъяты> кв.метров, в хозяйстве имелись дощатый сарай, кирпичная баня с дощатым предбанником. К ДД.ММ.ГГГГ в хозяйстве с расширением земельного участка в сторону <адрес> появились еще один дощатый сарай и железный гараж, а также дощатый навес. <адрес> жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> кв.метров, жилая площадь была <данные изъяты> кв.метров. На ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> располагаются: бревенчатый жилой ДД.ММ.ГГГГ года постройки (литера А) с бревенчатым пристроем ДД.ММ.ГГГГ постройки (литера А1), кирпичным пристроем ДД.ММ.ГГГГ постройки (литера А2) и кирпичными сенями (литера а) общей площадью жилого дома <данные изъяты> кв.метров, жилой площадью <данные изъяты> кв.метров, металлический гараж (литера Г), три сарая (литеры Г1, Г2, Г5), баня (литера Г3), предбанник (литера Г4), навес (литера Г6), туалет (литера Т), ворота (литера I) и два забора (литеры II,III).

В соответствии со ст.1181 ГК РФ принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Из сообщения главы администрации <данные изъяты> ЧР следует, что строения с литерами А1, А2, Г2, Г4, Г5, Т соответствуют строительным, архитектурным, противопожарным и санитарным нормам, а строения с литерами А, а, Г, Г1 не соответствуют этим нормам, так как минимальные отступы от красной линии и от границы участка при строительстве не были соблюдены (л.д.).

При регистрации за Я.С.Я. домовладения по <адрес> в БТИ <адрес> (л.д.) фактически было узаконено местоположение вышеуказанного жилого дома, а потому у суда не имеется оснований для отказа во включении строений с литерами а, А в наследственную массу Я.С.Я. наряду с другими строениями, которые соответствуют строительным, архитектурным, противопожарным и санитарным нормам.

Поскольку строения с литерами Г, Г1 (гараж и сарай), не соответствующие строительным, архитектурным, противопожарным нормам были построены после ДД.ММ.ГГГГ, и в материалах дела не имеется доказательств, что эти строения были зарегистрированы в составе спорного домовладения, суд относит эти строения к самовольным постройкам (ч.1 ст.222 ГК РФ). Не обладая обротоспособностью, самовольная постройка не может являться предметом наследования.

Завещание Я.С.Я., если оно составлялось, сторонами суду представлено не было. На основании ст.ст.1141,1142 ГК РФ при наследовании по закону наследниками в равных долях являются, в первую очередь, дети, супруг и родители наследодателя. В соответствии со ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Изучение копии наследственного дела на имущество Я.С.Я. (л.д.) показало, что наследство было фактически принято женой Яковлевой Р.Г. (л.д.), сыновьями Я.В.С. (л.д.) и Яковлевым Н.С. (л.д.), которые на день открытия наследства проживали в <адрес>.

Участвовавшие в судебном заседании лица пояснили, что еще один сын Яковлев С.С. (л.д.) непосредственно после смерти Я.С.Я. тоже жил в <адрес>, то есть пользовался наследственным имуществом. Однако из копии наследственного дела следует, что Яковлев С.С. заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусу не подавал, в судебном заседании иск признал, то есть не рассматривает свое проживание в родительском доме как юридический акт принятия наследства.

В то же время Яковлева Р.Г., Яковлев Н.С. и Я.В.С. в ДД.ММ.ГГГГ обратились к нотариусу, и каждому из них было выдано свидетельство о праве на наследство по закону в 1/3 доле каждому на денежные вклады Я.С.Я. (л.д.).

В соответствии со ст.1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.

Таким образом, со дня открытия наследства Яковлевой Р.Г., Я.В.С. и Яковлеву Н.С. стало принадлежать по 1/3 доле в праве общей долевой собственности жилой дом и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метра, расположенные по адресу: <адрес>.

В соответствии со ч.3 ст.1158 ГК РФ отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается. При указанных обстоятельствах признание иска ответчиком Яковлевым Н.С. противоречит закону, а потому не может быть принято судом.

Один из наследников Я.В.С. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.). Участвовавшие в судебном заседании лица пояснили, что на день смерти Я.В.С. был зарегистрирован в <адрес>, но подтвердить это домовой книгой не могут, так как она утеряна. Нотариус <данные изъяты> нотариального округа ЧР И.С.Н. сообщила, что наследственное дело на имущество Я.В.С. не заводилось (л.д.). Данными о том, что Я.В.С. оставил завещание, суд не располагает. В соответствии со ст.1142 ГК РФ его наследниками по закону являются мать Яковлева Р.Г. (л.д.) и дети Яковлева Е.В. (л.д.22) и Яковлев П.В. (л.д.). Данных о том, что Яковлева Е.В. и Яковлев П.В. после смерти отца принимали наследство, не имеется, соответствующих доказательств ответчики не представили, правом на предъявление встречного иска не воспользовались. При таких обстоятельствах суд признает Яковлеву Р.Г. наследницей Я.В.С., принявшей наследство, так как она на день его смерти владела и пользовалась домом и земельным участком <адрес>, и признает за ней право на принадлежавшую Я.В.С. 1/3 долю в праве собственности на это имущество.

В соответствии со ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Признавая за Яковлевой Р.Г. в порядке наследования по закону после мужа Я.С.Я. и сына Я.В.С. право на 2/3 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок <адрес>, суд считает возможным признать за ней и право на 2/3 доли в праве собственности на самовольные постройки с литерами Г, Г1 (гараж и сарай), так как не имеется оснований полагать, что существование этих построек создает угрозу жизни и здоровью граждан, а границы земельного участка согласованы (л.д.), что свидетельствует об отсутствии у соседей возражений по поводу места расположения этих строений.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Яковлевой Р.Г. удовлетворить частично.

Признать за Яковлевой Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом (литера А) с двумя пристроями (литеры А1, А2) и сенями (литера а) общей площадью жилого дома <данные изъяты> кв.метров, жилой площадью <данные изъяты> кв.метров, гараж (литера Г), три сарая (литеры Г1, Г2, Г5), баню (литера Г3), предбанник (литера Г4), навес (литера Г6), туалет (литера Т), ворота (литера I), два забора (литеры II,III) и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым , расположенные по адресу: <адрес>.

Иск Яковлевой Р.Г. в части признания за ней права на оставшуюся 1/3 долю в праве общей долевой собственности на домовладение и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метра, расположенные по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд ЧР в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                    Ю.Г. Карачкина