об обязании устранить нарушения требований ФЗ `О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения`



Дело № 2-1263/2011

Р Е Ш Е Н И Е

       и м е н е м      Р о с с и й с к о й      Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                             г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                     Архипова В.В.

с участием помощника <данные изъяты> межрайпрокурора            Л.

при секретаре судебного заседания             Гавриловой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении КАнашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Открытого акционерного общества <данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации ОАО «<данные изъяты>», выразившееся в ненадлежащем исполнении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и об обязании устранить нарушения требований законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ОАО <данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации ОАО <данные изъяты> выразившееся в ненадлежащем исполнении требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и об обязании устранить нарушения требований п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02. Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> прокуратурой совместно с территориальным отделом Управления <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства к питьевой воде в ОАО <данные изъяты>, в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение п.1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны водоснабжения ОАО <данные изъяты> не разработан; первый пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения не соответствует требованиям п.3.2.1.1. СанПин 2.1.4.1110-02, а именно павильона скважины не имеется, на территории первого пояса растут высокоствольные деревья, дорожки не имеют твердого покрытия; в нарушение ст. 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на работников ОАО <данные изъяты> связанных с обслуживанием скважин, на момент проверки не представлены медицинские книжки с санитарно-гигиеническим обучением. Кроме того, в нарушение п. 4.7 СанПин 2.1.4.1074-01 рабочая программа производственного контроля за качеством воды не представлена. Просит признать незаконным бездействие администрации признании незаконным бездействия администрации ОАО <данные изъяты> выразившееся в ненадлежащем исполнении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязать устранить нарушения требований п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, то есть разработать проект зоны санитарной охраны водоснабжения ОАО <данные изъяты> разработать первый пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. Сан Пин 2.1.4.11110-02, установить павильон скважины, очистить территорию первого пояса от высокоствольных деревьев, а также установить дорожки твердого покрытия; разработать рабочую программу производственного контроля за качеством воды, представить медицинскую книжку с санитарно-гигиеническим обучением в <данные изъяты> межрайпрокуратуру и ТО Управление <данные изъяты>

В судебном заседании помощник <данные изъяты> прокурора Л. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и вновь приведя их в зале суда, просил суд удовлетворить иск прокурора.

Ответчик ОАО «<данные изъяты>» надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило, представили отзыв. В нем ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, мотивируя тем, что после проведенной прокуратурой проверки, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «К.» заключен договор аренды системы водоснабжения и артезианская скважина, водонапорная башня переданы в аренду ООО «К.». Согласно условий договора, с момента передачи объекта в аренду, обязанность по содержанию системы водоснабжения и прилегающей территории в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии возлагается на ООО «К.» и он же обязан нести ответственность за соблюдение требований законодательства в части эксплуатации и содержания объектов добычи воды и водопользования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - директор ООО «К.» Г. иск прокурора поддержал и подтвердил факт заключения ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «К.» договора аренды системы водоснабжения. В соответствии с договором Обществу в аренду были переданы артезианская скважина и водонапорная башня. Подтвердил, что недостатки отраженные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не устранены. Заключенным договором аренды их устранение за счет ООО «К.» не предусмотрено. Вместе с тем обязался принять меры по их устранению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - ТО Управления <данные изъяты>, своевременно и надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. Причина неявки суду не известна.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя третьего лица - ООО «К.», исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.             

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ОАО <данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждается право собственности ОАО «<данные изъяты>» на артезианскую скважину и водонапорную башню, находящихся по адресу: <данные изъяты> условный номер (л.д. <данные изъяты>).

Лицензией на право пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «<данные изъяты>» предоставлено право на добычу подземных вод водозаборными скважинами и последующее их использование на собственные хозяйственно-питьевые, производственно-технические нужды и для передаче другими организациям, расположенной <адрес> (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Прокурора Я. совместно с представителем Территориального отдела Управления <данные изъяты> проведена проверка соблюдения требований законодательства к питьевой воде в ОАО <данные изъяты>, в ходе которой были выявлены существенные нарушения законодательства.

Как следует из статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее СанПиН 2.1.4.1074-01).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02"

Пунктом 2 статьи 43 Водного Кодекса РФ, предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В силу п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

В то же время в нарушении данных требований проект зоны санитарной охраны водоснабжения ОАО «<данные изъяты>» не разработан.

Более того, пунктом 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что территория первого пояса зоны санитарной зоны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (п. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02).

Однако у ОАО «<данные изъяты>» павильон скважины не имеется, на территории первого пояса растут высокоствольные деревья, дорожки не имеют твердого покрытия.

В соответствии с п. 4.7. СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

В нарушение данного требования рабочая программа производственного контроля за качеством воды не представлена.

В силу ст. 34 Закона N 52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

В то же время, работники ОАО «<данные изъяты>», связанные с обслуживанием скважины, на момент проверки не имели медицинские книжки с санитарно-гигиеническим обучением.

Перечисленные нарушения создают возможность загрязнения источников водоснабжения, то есть, ставят под угрозу гарантированные права граждан на охрану их жизни и здоровья, благоприятную среду обитания.

Истцом, в обоснование своих возражений о том, что надлежащим ответчиком по данному делу должно являться ООО «К.», представлен договор аренды системы водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ОАО «<данные изъяты>» (Арендодатель) и ООО «К.» (Арендатор) (л.д.<данные изъяты>). Согласно условий данного договора Арендодатель предоставляет Арендатору во владение и пользование систему водоснабжения: артезианскую скважину и водонапорную башню и водопроводные сети. При этом согласно п.<данные изъяты>. договора Арендатор обязан содержать имущество и прилегающую территорию в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Однако, как установлено выше собственником артезианской скважины и водонапорной башни по адресу: <адрес> является ОАО «<данные изъяты>».

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Лицензия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на право пользование недрами на участке горного отвода <адрес> выдана ОАО «<данные изъяты>» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно статье 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Таким, образом, именно ОАО «<данные изъяты>» как собственник, эксплуатирующий артезианскую скважину и водонапорную башню на законных основаниях, обязан обеспечить надлежащее исполнение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Однако в договоре аренды системы водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ условия об установке павильона скважины, очистке территории первого пояса от высокоствольных деревьев, установке дорожек твердого покрытия и другие условия, которые являются предметом рассмотрения судом, не предусмотрены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Прокурора, поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействие администрации ОАО «<данные изъяты>», выразившееся в ненадлежащем исполнении требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и об обязании устранить нарушения требований законодательства подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд считает, что администрации ОАО <данные изъяты>, для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема работ и материальных затрат, разумно определить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В порядке ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ ответчик обязан уплатить в бюджет муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск <данные изъяты> прокурора, поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Открытого акционерного общества <данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации ОАО <данные изъяты> выразившееся в ненадлежащем исполнении требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и об обязании устранить нарушения требований законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию Открытого акционерного общества <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- в соответствии с пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 разработать проект зоны санитарной охраны водоснабжения ОАО «<данные изъяты>»;

- в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. Сан Пин 2.1.4.11110-02 разработать первый пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

- установить павильон скважины, очистить территорию первого пояса от высокоствольных деревьев и установить дорожки с твердым покрытием;

- разработать рабочую программу производственного контроля за качеством воды.

Взыскать с Открытого акционерного общества <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней, со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через суд, вынесший.

Председательствующий судья                                                                                В.В. Архипов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.