Дело № 2-1269/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М., с участием прокурора Янтыкова Р.М., при секретаре Григорьевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Х. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации Х. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязании очистить земельный участок от несанкционированной стихийной свалки с мусором и отходами производства и потребления, установил: К. межрайонный прокурор ЧР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Х. сельского поселения К. района ЧР (далее - администрация сельского поселения) о признании незаконным бездействия администрации Х. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, на котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами производства и потребления, находящаяся в начале улицы <данные изъяты> деревни Х. Х. сельского поселения, обязании администрация сельского поселения очистить от несанкционированной стихийной свалки с мусором и отходами производства и потребления земельный участок, расположенный по указанному выше адресу. Заявление мотивировано тем, что К. межрайонной прокуратурой ЧР ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований муниципальным образованием «Х. сельское поселение» К. района ЧР экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ. В ходе проверки была выявлена стихийная несанкционированная свалка с отходами производства и потребления, бытовым мусором в начале улицы <данные изъяты> в д. Х. К. района: овраг <данные изъяты>. Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушает экологические права и интересы граждан, проживающих на территории указанного населенного пункта. В судебном заседании заместитель К. межрайонного прокурора ЧР Янтыков Р.М. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям, дополнил, что после обращения в суд с настоящим иском администрация сельского поселения устранила допущенное нарушение - очистила указанную территорию от несанкционированной свалки. Представитель ответчика - глава Х. сельского поселения К. района ЧР И.Л.Г. исковые требования К. межрайонного прокурора признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки на территории сельского поселения в д. Х. в указанном выше месте имелась свалка с бытовыми отходами и мусором. В настоящее время указанный участок в ходе проведенного субботника очищен от мусора, несанкционированная свалка ликвидирована. В подтверждение устранения допущенного нарушения представил соответствующий акт. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу положений ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно справке заместителя К. межрайонного прокурора ЧР Янтыкова Р.М. ДД.ММ.ГГГГ им совместно со специалистом территориального УР по ЧР в г. К. была проведена проверка соблюдения требований экологического, природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РФ на территории муниципального образования «Х. сельское поселение К. района ЧР», в ходе которой на территории д. Х. К. района была выявлена несанкционированная свалка с бытовыми отходами и отходами потребления, расположеннойв начале улицы <данные изъяты> (л.д. №). По результатам данной проверки заместителем К. межрайонного прокурора ЧР Янтыковым Р.М. с участием специалиста территориального УР по ЧР в г. К. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, который подтверждает наличие в вышеобозначенном месте на территории д.Х. несанкционированной свалки с твердыми бытовыми отходами и отходами потребления, на расстоянии № метров от которой с <данные изъяты> стороны расположена Х. СОШ (л.д. №). В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. На основании положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В силу вышеприведенных норм закона администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования. Администрация Х. сельского поселения К. района ЧР является юридическим лицом (л.д. №). На основании положений ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка). В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий). В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией Х. сельского поселения К. района ЧР не были соблюдены, произошло захламление твердыми бытовыми отходами и отходами потребления территории деревни Х. К. района, расположенной в границах указанного сельского поселения, в начале улицы <данные изъяты> Наличие открытого доступа к местам размещения указанных несанкционированных свалок может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболеваний, как для человека, так и для животных. Бездействием администрации сельского поселения в виде неисполнения ею обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ. Согласно ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. В судебном заседании было установлено, и подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе главы администрации Х. сельского поселения И.Л.Г., главного специалиста-эксперта А.Э.И., депутата Собрания депутатов Х. сельского поселения А.В.Г., что по акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой, был проведен субботник по уборке мусора и благоустройству территории в овраге в начале улицы <данные изъяты> В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ субботника, то есть сразу после проведенной прокуратурой вышеназванной проверки, земельный участок на котором была расположена стихийная несанкционированная свалка с мусором и отходами производства и потребления по указанному адресу, был очищен. Поскольку указанные нарушения были устранены ответчиком после обращения прокурора в суд с настоящим иском, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Х. сельского поселения К. района ЧР подлежат удовлетворению, при этом обязанность по очистке территории от несанкционированной свалки, которую прокурор просил возложить на ответчика, следует считать исполненной. В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Признать незаконным бездействие администрации Х. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке земли, расположенном в начале улицы Ц. деревни Х. Х. сельского поселения в овраге <данные изъяты>на расстоянии № метров от которого с <данные изъяты> стороны расположена Х. СОШ, на котором находится несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами потребления, и обязать администрацию Х. сельского поселения К. района ЧР очистить указанный земельный участок от несанкционированной стихийной свалки. Решение в части возложения на администрацию Х. сельского поселения К. района ЧР обязанности по устранению выше указанных нарушений (очистке земельного участка от несанкционированной стихийной свалки) считать исполненным. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья А.М. Ефимова