Дело № 2-144/2012 Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Архипова В.В. с участием помощника <данные изъяты> прокурора И. при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «К.» об обязании устранить нарушения законодательства, направленные на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и проведения ремонта железнодорожного пути необщего пользования в районе цеха № ОАО «К.», железнодорожного переезда на <адрес>, стрелочного перевода №, у с т а н о в и л: <данные изъяты> прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «К.» об обязании устранить нарушения законодательства, направленные на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также проведения ремонта железнодорожного пути необщего пользования в районе цеха № ОАО «К.», железнодорожного переезда по <адрес> и стрелочного перевода №. Заявление мотивировано тем, что данным предприятием на основании договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «К.» при ст. <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ производится подача и уборка вагонов - подвижного состава железнодорожного транспорта общего пользования с выходом на главные пути железнодорожной дороги, развернутой длиной <данные изъяты> метров, принадлежащем на праве собственности ОАО «К.». Пунктом 1 ст. Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. Вместе с тем, в нарушение требований Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных МПС РФ 26.05.2000 г. № ЦРБ-756, п.п. 3.4.18, 3.4.9., 3.1.4. Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденных 01.07.2000 № ЦП-774 (Инструкция № ЦП-774), просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка или подвижного (поворотного) сердечника на стрелке № составляет <данные изъяты> мм, при допустимой не более <данные изъяты> мм, на стрелочном переводе № в корне остряка горизонтальная ступень с правой стороны составляет <данные изъяты> мм, с левой - <данные изъяты> мм, на первом стыке правой стороны рельса от железнодорожного переезда на <адрес> в сторону ОАО «К.» горизонтальная ступень составляет <данные изъяты> мм, у рельса с левой стороны - <данные изъяты> мм (при норме не более <данные изъяты> мм), по обеим сторонам железнодорожного пути на данном участке не обеспечено стыкование рельсов между собой накладками и с необходимым по нормативам количеством болтов. В нарушение п. 2.2.7. Инструкции, на подъездном пути к цеху № максимальный уклон отвода ширины колеи составляет <данные изъяты> тысячных, при допустимом не более <данные изъяты> тысячных. Данные нарушения угрожают безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, могут привести к созданию аварийных ситуаций, причинению вреда для жизни и здоровья работников, неопределенного круга лиц - владельцев подвижного состава и пользователей услугами железнодорожного транспорта, работников ОАО «К.» и смежных организаций. Просит обязать ответчика устранить нарушения законодательства, провести ремонт железнодорожного пути необщего пользования в районе цеха № ОАО «К.», железнодорожного переезда на <адрес> и стрелочного перевода №, сроком не позднее ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании помощник <данные изъяты> прокурора И. исковые требования прокурора поддержал по изложенным в заявлении основаниям и, вновь приведя их суду, просил заявление удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «К.» М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск прокурора, где просила гражданское дело рассмотреть без их участия. Считает исковые требования <данные изъяты> прокурора справедливыми, соответствующим требованиям законодательства, обязуются устранить их в срок до ДД.ММ.ГГГГ Выслушав пояснения помощника <данные изъяты> прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Закон 17-ФЗ) под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности и процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. В соответствии абз. 5 ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. В силу положений ч. 1 статьи 16 Закона №17-ФЗ владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия. В силу п. 1 ст. 13 указанного Закона, деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции. Пунктом 1.2, 1.3, 1.4 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС РФ 01.07.2000 № ЦП-774 (далее Инструкция №ЦП-774) установлено, что в задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями. Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Оно включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению. Все сооружения и устройства на перегонах и станциях должны содержаться в соответствии с нормами и допусками, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), настоящей Инструкцией и другими нормативными документами, связанными с текущим содержанием пути Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ-756 устанавливают основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. На основании договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), заключенного между ОАО «Р» и ОАО «К.», со ст. <данные изъяты> на ОАО «К.» производится подача и уборка вагонов - подвижного состава железнодорожного транспорта общего пользования с выходом на главные пути железнодорожной дороги. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего на праве собственности ОАО «К.», составляет <данные изъяты> метров. Движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкции по движению поездов, маневровой работе, инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником <данные изъяты> прокурора <данные изъяты> Н., помощником <данные изъяты> прокурора И. с участием специалиста - мастера <данные изъяты> А. проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «К.». Проверкой установлены нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Так, согласно п. 3.4.18 Инструкции № ЦП-774 запрещается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых допущено отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины - от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, а у сердечника острой крестовины - в острие сердечника при запертом положении. В соответствии с п. 3.4.9 Инструкции № ЦП-774 прилегание остряков к рамным рельсам, а также подвижных (поворотных) сердечников к усовикам крестовины должно быть плотным; не допускается отставание остряка от рамного рельса, подвижного (поворотного) сердечника крестовины от усовика, измеряемое у остряка или подвижного сердечника тупой крестовины против первой тяги, а у сердечника острой крестовины - в острие сердечника - на 4 мм и более. Просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка или подвижного (поворотного) сердечника не должен превышать 2 мм. Однако в нарушение указанных требований Инструкции на стрелке № допущено неприлегание остряка по строганной части с просветом <данные изъяты> мм. Согласно п.3.1.4 Инструкции № ЦП-774 стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырехдырных накладок и болтов с пружинными шайбами или тарельчатыми пружинами установленных типов. Во избежание образования вертикальных и горизонтальных ступенек при смене рельсов в процессе эксплуатации концы укладываемых рельсов должны иметь одинаковую с концами лежащих в пути рельсов высоту и ширину головки. Вопреки указанных требований Инструкции № ЦП-774 на стрелочном переводе № в корне остряка имеется горизонтальная ступень с правой стороны <данные изъяты> мм, с левой - <данные изъяты> мм, на первом стыке правой стороны рельса от железнодорожного переезда <адрес> горизонтальная ступень составляет <данные изъяты> мм, у рельса с левой стороны - <данные изъяты> мм (при норме не более <данные изъяты> мм), а также по обеим сторонам железнодорожного пути на данном участке не обеспечено стыкование рельсов между собой накладками с необходимым количеством болтов. В силу п.3.1.14 Инструкции № ЦП-774 по мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты, вследствие чего снижается надежность рельсов, чаще происходят их отказы, вызывающие необходимость уменьшения скоростей и прекращение движения поездов. Основными видами повреждений, деформаций и дефектов рельсов являются: трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола подошвы, головки, внутренние усталостные дефекты в металле рельса и др. В нарушение данных требований в цеху № ОАО «К.» (на пути следования маневрового локомотива предприятия) требует устранения наплыв на стыке рельсов. Согласно п. 2.2.7 Инструкции №ЦП-774 уклоны отвода ширины колеи допускаются не более 5,0 тысячных при скоростях движения до 25 км/ч. При уклоне отвода ширины колеи более 5,0 тысячных путь для движения поездов закрывается. Однако на подъездном пути к цеху № допущен отвод ширины колеи <данные изъяты> тысячных, что создает непосредственную угрозу безопасности движения локомотивов и железнодорожных составов на данном участке. Вышеуказанные нарушения зафиксированы в справке о результатах проверки исполнения законодательства, направленные на обеспечение безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>). Ответчик наличие нарушений и необходимость их устранения не оспаривает. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие грозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, суд считает установленным наличие ОАО «К.» нарушений законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожного пути, что заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе работников предприятия. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования <данные изъяты> прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «К.» об обязании устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и проведения ремонта железнодорожного пути необщего пользования в районе цеха № ОАО «К.», железнодорожного переезда на <адрес>, стрелочного перевода № подлежат удовлетворению. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Суд считает, для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема работ и материальных затрат, разумно определить срок - до ДД.ММ.ГГГГ. Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 103 ч.1 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса РФ ответчик обязан уплатить в бюджет <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования <данные изъяты> прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «К.» об обязании устранить нарушения законодательства, направленные на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и проведения ремонта железнодорожного пути необщего пользования в районе цеха № ОАО «К.», железнодорожного переезда на <адрес> и стрелочного перевода №, удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «К.» в срок до ДД.ММ.ГГГГ на стрелочном переводе № произвести регулировку ширины рельсовой колеи в соответствии с Инструкцией № ЦП-774 (устранить просвет между строганной частью и остряком); - на переезде <адрес> произвести регулировку ширину рельсовой колеи для устранения горизонтальной ступени: - обеспечить стыкования рельсов между собой накладками и количеством болтов в соответствии с инструкцией № ЦП - 774: - на подъездных путях к цеху № ОАО «К.» устранить наплыв в стыке рельсов и привести в соответствии с инструкцией № ЦП - 774 ширину колеи. Взыскать с Открытого акционерного общества «К.» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме. Председательствующий судья В.В. Архипов