Решение об отмене предписания должностного органа



Д.№2-429/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Канаш                                                                                                            ДД.ММ.ГГГГ

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи Шантенковой Н.М.,

при секретаре Викторовой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бюджетного учреждения Чувашской Республики «Канашская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным и отмене предписания ведущего специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республики - Чувашии Л. от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны,

у с т а н о в и л :

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Канашская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания ведущего специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республики - Чувашии Л.. от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, указывая, что данное предписание является незаконным и подлежит отмене.

Свои требования мотивировало тем, что в соответствии с п.п. 9, 10 ст. 9.2. Закона «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ, и, соответственно, собственником данного имущества является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. За бюджетным учреждением закрепляется определенное имущество собственником этого имущества. В соответствии с п.п. <данные изъяты> Устава БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР учредителем и собственником данного бюджетного учреждения является Чувашская Республика, и полномочия от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики. Перечень недвижимого имущества, закреплённого за БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР, утвержден Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в приложении . В указанном приложении (перечень недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за БУ «Канашская городская больница» МЗ СР Чувашии) защитное сооружение не значится. В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник. Согласно Закону РФ «О гражданской обороне», Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» объекты и имущество гражданской обороны находятся исключительно в собственности государства, и могут быть переданы только в пользование организациям, учреждениям. Вопрос о передаче объекта гражданской обороны в пользование решается собственником, на чьем балансе находится это имущество. Согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем убежища гражданской обороны является Российская Федерация. Между тем в приложении Перечня недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления БУ «Канашская городская больница», утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение гражданской обороны не значится, следовательно, в пользовании Канашской городской больницы не находится. В связи с чем указанным предписанием нарушены права БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР, так как на больницу незаконно возложена обязанность по принятию мер по приведению имеющегося защитного сооружения гражданской обороны в состояние готовности к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и обеспечению необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в условиях военного времени.

Представитель заявителя: БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР -С.., действующая на основании доверенности, поддержала заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду, дополнив, что БУ «Канашская городская больница» является правопреемником МУЗ «Канашская городская больница» и должно поддерживать защитное сооружение ГО - убежище, но в том состоянии, в каком оно было принято. Согласно акту проверки содержания и использования убежища оно находится в неудовлетворительном состоянии, в то же время в предписании на учреждение возлагается обязанность по восстановлению защитного сооружения, поддержанию его в надлежащем состоянии, хотя денежные средства для этого не выделяются, собственных средств больница на осуществление данных мероприятий тоже не имеет.

Заинтересованное лицо: ведущий специалист - эксперт отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республики - Чувашии Л.., извещенная о времени и месте судебное заседания, в суд не явилась.

Представитель заинтересованного лица- Главного управления МЧС России по Чувашской Республики - Чувашии: заместитель начальника управления - начальник отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Б.., действующий на основании доверенности, считал заявление БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР не подлежащим удовлетворению, пояснив, что в период с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением врио. главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору ГУ МЧС России по ЧР ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка БУ ЧР «Канашская городская больница» с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания Главного управления МЧС России по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ , в ходе которой было выявлен факт невыполнения пункта <данные изъяты> предписания от <данные изъяты>., а именно: «принять меры по приведению имеющегося защитного сооружения гражданской обороны в состояние готовности к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и обеспечению необходимых условий для безопасного пребывания, укрываемых в ЗС ГО в условиях военного времени». В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ БУ «Канашская городская больница» было выдано новое предписание за со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. <данные изъяты> раздела Устава БУ ЧР «Канашская городская больница» является правопреемником МУЗ «Канашская городская больница». В соответствии с «Договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также за не выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ» данное защитное сооружение принято МУЗ «Канашская городская больница» на ответственное хранение и в безвозмездное пользование. В соответствии с п. <данные изъяты> раздела <данные изъяты> указанного договора МУЗ «Канашская городская больница» обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружение, что и фактически предлагалось к исполнению предписанием от ДД.ММ.ГГГГ . Защитное сооружение- убежище относится к федеральной собственности, и не могло быть передано в оперативное управление БУ «Канашская городская больница» Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики. В связи с чем доводы, изложенные в заявлении, являются необоснованными и оснований для его удовлетворения не имеется.

Заслушав объяснения представителя заявителя: БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР С.., представителя заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Чувашской Республики - Чувашии Б.., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.

В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие).

В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 17 данного Федерального закона в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Пунктами 1, 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 предусмотрено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы осуществляют государственный надзор в области гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны.

Согласно пункту 6 данного Положения должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Из представленных суду документов следует, что на основании распоряжения                     от ДД.ММ.ГГГГ врио.главного государственного инспектора Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии В. в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» в отношении БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка выполнения ранее выданного предписания Главного Управления МЧС России по ЧР- Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки и выдано предписание о принятии мер по приведению имеющегося защитного сооружения гражданской обороны в состояние готовности к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и обеспечению необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в условиях военного времени со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатаций защитных сооружений гражданской обороны», Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 «Об утверждении Порядка содержания использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».

Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона основными задачами в области гражданской обороны являются обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно п. 1 ст. 9 указанного выше Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу п. 1.3. Положения об организации и ведении гражданской обороны в Чувашской Республике, утвержденного Указом Президента ЧР от 12.12.2008г. № 125, органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Пунктом 1.2 данных Правил установлено, что их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Из представленных суду паспорта убежища , то есть защитного сооружения гражданской обороны, следует, что он составлен на убежище, расположенное по <адрес>, принадлежит Канашской городской больнице, принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт подписан ответственным представителем организации, эксплуатирующей убежище, председателем и членами комиссии, в нем указаны основные технические характеристики и свойства ( л.д. <данные изъяты>). Статус убежища, как защитного сооружения ГО подтвержден также представленной суду копией технического паспорта.

Согласно п. 2 Раздела 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005г. № 575, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию в организациях могут создаваться формирования по их обслуживанию.

Следовательно, обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся ЗС ГО.

Доводы заявителя о том, что в Перечне недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за БУ «Канашская городская больница», утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , защитное сооружение гражданской обороны - убежище не значится, то есть оно фактически не передавалось бюджетному учреждению, в связи с чем на учреждение не может возлагаться обязанность по принятию мер по приведению имеющегося защитного сооружения гражданской обороны в состояние готовности к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и обеспечению необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в условиях военного времени, являются несостоятельными.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-1 (в редакции от 24.12.1993г.) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Законом РФ «О гражданской обороне» №28-ФЗ от 12.-2.1998 ( в последующих редакциях), Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» №305 от 21.05.2007 ( в редакции от 21.04.2010 г.) объекты и имущество гражданской обороны объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности, и могут быть переданы только в пользование организациям, учреждениям.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, правообладателем объекта: «Убежище гражданской обороны», реестровый дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по <адрес>), является Российская Федерация.

Следовательно, вышеуказанный объект не находится в собственности Чувашской Республики и соответственно не мог быть передан в оперативное управление БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР.

Вместе с тем согласно договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МУЗ «Канашская городская больница» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, МУЗ «Канашская городская больница» приняла по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование защитное сооружение гражданской обороны - убежище, расположенное по <адрес>, и обязуется сохранять его, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

Как было установлено судом на момент проведения внеплановой проверки (ДД.ММ.ГГГГ) МУЗ «Канашская городская больница» было переименовано в БУ «Канашская городская больница» на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , и БУ ЧР «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР было принято из муниципальной собственности г.Канаша ЧР в государственную собственность ЧР.

Согласно п.<данные изъяты> Устава бюджетного учреждения Чувашской Республики «Канашская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики является правопреемником МУЗ «Канашская городская больница», и соответственно бюджетному учреждению переданы права и обязанности данного муниципального учреждения, в том числе и обязанности, предусмотренные договором от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым оно принимает меры по поддержанию принятого на ответственное хранение защитного сооружения- убежища в постоянной готовности к использованию по предназначению.

В связи с чем предписание ведущего специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республики - Чувашии Л.                          от ДД.ММ.ГГГГ, выданное в адрес бюджетного учреждения Чувашской Республики «Канашская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, является законным, вынесено надлежащим должностным лицом, в соответствии с его должностными полномочиями (п.п.3.3., 4.12 Должностного регламента), и оснований для его отмены не имеется.

Доводы представителя заявителя о том, что у БУ «Канашская городская больница» МЗ СР ЧР не имеется собственных средств для осуществления мероприятий, указанных в оспариваемом ими предписании, финансирование на указанные цели также не производится, по мнению суда, исходя из положений вышеприведенных норм законов, также не являются основанием для признания указанного предписания незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления бюджетного учреждения Чувашской Республики «Канашская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным и отмене предписания ведущего специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республики - Чувашии Л. от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                        Н.М.Шантенкова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ