о признании незаконным решения УПФР в г. Канаш



Дело № 2-379/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                               г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамдеева Р.Ш. к УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»,

установил:

Хамдеев Р.Ш. обратился в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», обязании ответчика назначить доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ с момента обращения в Пенсионный фонд.

Исковые требования мотивировал тем, что обратившись ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с учетом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в К. угольном разрезе концерна «К.» ему было отказано в назначении такой доплаты к пенсии. Со ссылкой на Постановление Совмина СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях», действующего на момент осуществления им трудовой деятельности, указывает, что работа в должности машиниста и помощника машиниста буровых станков всех видов включалась в список независимо от глубины разреза; так же в данный список включена работа в должности кочегара паровоза. Исходя из этого полагает, что он имеет право на вышеуказанную доплату к пенсии.

В судебном заседании истец Хамдеев Р.Ш. свои исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, вновь привел их суду.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. К. и К. районе ЧР В.Е.А. исковые требования Хамдеева Р.Ш. не признала, по мотивам, отраженным в решении от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемом истцом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Хамдеев Р.Ш. обратился в УПФР в г. К. и К. районе ЧР с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении работников организаций угольной промышленности» (далее - Закон №84-ФЗ) (л.д. ).

Решением УПФР в г. К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении доплаты к пенсии отказано (л.д. ). В обоснование отказа пенсионный орган указал на отсутствие у истца стажа, необходимого для возникновения такого права.

В ст. 1 Закона №84-ФЗ определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также статьей 1 Закона № 84-ФЗ предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173-ФЗ). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Подпункт 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ предусматривает право на назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, т.е. ранее 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

В отличие от трудовой пенсии, для установления которой в соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, Законом № 84-ФЗ от 10 мая 2010 года предусмотрены дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности. При этом законодатель указал в нем как на категории работников угольной промышленности, так и на необходимость ряда условий, при наличии которых у работника соответствующей категории возникает право на дополнительное социальное обеспечение. При этом законодатель не предусмотрел возможность включения в специальный стаж работу в организациях угольной промышленности на территории бывшего СССР после 01.01.1991 года.

Доплата к пенсии бывшим (неработающим) работникам организаций угольной промышленности, установленная Законом № 84-ФЗ, производится за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности Российской Федерации взносов по установленному тарифу, сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно статьям 1 и 6 Закона № 84-ФЗ под взносами для целей данного Федерального закона понимаются взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, по установленному тарифу в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий, сверх тарифа на обязательное пенсионное страхование.

Доплата, к пенсии, установленная Законом №84-ФЗ, не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному пенсионному страхованию Федеральными законами «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 года №165-ФЗ и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года №167-ФЗ.

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится аналогично порядку исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, которое производится в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 (далее - Правила №516).

В соответствии с п. 4 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; при этом к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

С учетом вышеизложенного порядка финансирования ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников угольной промышленности Российской Федерации, и определения ее размера усматривается иное правовое обоснование ее установления, нежели назначение трудовой пенсии в соответствии с Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года.

В связи с изложенным в стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в Российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР - до 01 января 1991 года.

Следовательно, период работы истца на угольном разрезе «К.», протекавший в <адрес>, то есть в другом государстве после 1 января 1991 года (л.д. ), не может быть принят во внимание для определения стажа для установления ежемесячной доплаты к пенсии, поскольку данная доплата формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности РФ в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Относительно трудового стажа истца на соответствующих видах работ в организациях угольной промышленности на открытых горных работах по добыче угля, имевшего место до 1 января 1991 года, суд исходит из следующего.

Как было указано выше, исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 1 Закона №84-ФЗ).

Норм, устанавливающих механизм исчисления стажа лицам, имеющим право на досрочную трудовую пенсию соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, в Правилах №516 не содержится.

Подпунктом «е» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении пенсии работникам, указанным в подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.

Порядок применения данного списка содержится в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 1 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным ст. 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет», утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 15 июля 1992 г. № 2.

Поскольку вышеназванные Правила №516 не устанавливают механизм исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении пенсии в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ (значит, и для исчисления стажа работы, дающей право на доплату к пенсии в соответствии с Законом №84-ФЗ), а в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 2002 года содержится прямое указание на применение Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481, при досрочном назначении пенсии работникам, указанным в подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г., и порядок такого применения содержится в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №1, то не исключается возможность применения указанного разъяснения, к которому имеются несколько приложений.

Так в Перечень №1 применявшихся до 1986 г. наименований профессий, работа в которых не менее 20 лет дает право на пенсию независимо от возраста (приложение № 1 к Разъяснению), включены ведущие профессии, перечисленные в ст. 1 Закона №84-ФЗ: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, также перечислены наименования профессий (ныне относящиеся к ведущим), применявшиеся до 1986 года.

В период трудовой деятельности на угольном разрезе «К.» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должностях: кочегара паровоза, помощника машиниста бурового станка, машинистом бурового станка (л.д. ), то есть его профессия не поименована в Перечне №1. В столбце «Наименование профессий, применявшихся до 1986 г.» Перечня №1 должности, занимаемые истцом также не включены.

В Перечне №2 (приложение №2 к Разъяснению) в разделе 3 «Открытые горные работы по добыче (вскрыше) угля, руды и других полезных ископаемых в разрезах и карьерах глубиной 150 м и более, кроме работ на поверхности (включая отвалы)» имеются профессии «машинисты буровых установок и их помощники» (в столбце наименований профессий, предусмотренных Списком №481 от 13.09.1991г.) и «машинисты буровых станков» (в столбце наименований профессий, применявшихся до 1986 г.).

Несмотря на то, что занимаемые истцом профессии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ подпадают под Перечень №2: «помощник машиниста буровой установки», «машинист бурового станка», однако для включения этих периодов работы в стаж для назначения пенсии в соответствии с подп. 11 п.2 ст. 27 Закона «173-ФЗ (ранее ст. 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР») необходимо соблюдение условия - угольный разрез должен быть глубиной 150 метров и более.

К. угольный разрез, на котором работал истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, имел глубину не более метров (л.д. ). Следовательно, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год нельзя включить в стаж для назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом №84-ФЗ.

Перечень №3 применявшихся до 1986 г. наименований профессий и должностей, работа в которых не менее 25 лет дает право на пенсию независимо от возраста (приложение №3 к Разъяснению) также не содержит профессий: кочегара паровоза, помощника машиниста бурового станка, машинистом бурового станка, в которых был занят истец в спорные периоды.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Хамдеева Р.Ш. о признании незаконным решения УПФР в г. К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ и обязании ответчика назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Законом №84-ФЗ следует отказать.

Ссылка истца на Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173, которым утверждены списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (Списки №1 и №2) в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», является необоснованной, ибо должности, занимаемые истцом в указанные периоды: машинист и помощник машиниста буровых станков всех видов содержатся в подразделе 1. «Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности» раздела I. «Горные работы» Списка № 2. А как было указано выше, для установления доплаты к пенсии в соответствии с Законом №84-ФЗ периоды работы в должностях, включенных в Список №2 от 22.08.1956 года, не учитываются.

Вместе с тем ответчиком не оспаривается, что в ДД.ММ.ГГГГ года истцу в возрасте 55 лет назначена досрочная трудовая пенсия в связи с работой на горном участке К. разреза в должности машиниста бурового станка горного участка на основании выданной работодателем справки, уточняющей характер работы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Хамдеев Р.Ш. в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. работал в должности, включенной в Список № 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, именуемой «машинист буровых установок» код позиции 2010100а-13590, при этом его специальный стаж составил года дня (л.д. ). То есть можно сделать вывод, что если бы в настоящее время решался вопрос о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости по указанной должности, то досрочная трудовая пенсия ему бы была назначена в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Законам№173-ФЗ, а не в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 названного закона, что требуется для определения стажа для получения доплаты к пенсии согласно Закона №84-ФЗ.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Хамдеева Р.Ш. к УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», обязании ответчика назначить доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным законом отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                               А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.