Дело № 2-№ Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З. при секретаре судебного заседания Гавриловой О.О., с участием представителя истца - администрации <данные изъяты> ИСЛ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации <данные изъяты> к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <данные изъяты> и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> о прекращении права собственности АВЛ, АНА, АЯА, АМГ, АИА, АКС, АЛФ, АМА, АГН, АЕА, АНА, ААА, АВН, ВПВ, ГВМ, ГМГ, ГМН, ГЮА, ГЗП, ГНТ, ГАГ, ГЕИ, ГОС, ГОМ, ГФС, ДВК, ДФД, ДФИ на невостребованные земельные доли и признании права собственности муниципального образования «<данные изъяты>» на невостребованные земельные доли, у с т а н о в и л : Администрация <данные изъяты> обратилась в Канашский районный суд ЧР с иском о прекращении права собственности АВЛ, АНА, АЯА, АМГ, АИА, АКС, АЛФ, АМА, АГН, АЕА, АНА, ААА, АВН, ВПВ, ГВМ, ГМГ, ГМН, ГЮА, ГЗП, ГНТ, ГАГ, ГЕИ, ГОС, ГОМ, ГФС, ДВК, ДФД, ДФИ на невостребованные земельные доли площадью № га каждого из собственников невостребованных земельных долей СХПК <данные изъяты> и признании за муниципальным образованием «<данные изъяты>» права собственности на № невостребованных земельных долей <данные изъяты> по № га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью № кв. м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Исковые требования обоснованы тем, что во исполнение Постановления Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», администрацией <данные изъяты> было вынесено постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», в соответствии с которым в долевую собственность граждан на территории <данные изъяты> предоставлено № га пашни. Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, всего № человека, с определением размера доли каждого собственника № га. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация <данные изъяты> поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список опубликован в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № размещен на официальном сайте «<данные изъяты>» в сети «Интернет», информационных щитах на территории <данные изъяты>. С момента публикации ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Земельные доли, принадлежащие лицам, заявившим возражения (№ человек), были исключены из списка невостребованных долей. В соответствии с п. 7 ст. 12.1 вышеуказанного Закона постановлением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № 61 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей <данные изъяты>» после истечения четырех месяцев со дня опубликования данный список был утвержден. В порядке ст.ст. 40, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечена в качестве ответчика Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <данные изъяты>, прекратив ее статус в качестве третьего лица, и в качестве третьего лица - Министерство имущественных и земельных отношений <данные изъяты> (л.д. №). Определением Канашского районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, прекратив в отношении умерших собственников земельных долей статус ответчиков (л.д. №). Представитель истца - администрации <данные изъяты> ИСЛ исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям и в дополнение пояснила, что все № собственников земельных долей в настоящее время умерли, земельные доли никем не обрабатываются, в соответствии с их сельскохозяйственным назначением не используются. За выделом доли никто из их правопреемников не обращался, несмотря на предложение, напечатанное в газете «<данные изъяты>». Также Министерство имущественных и земельных отношений <данные изъяты> не намерено обращаться в суд с требованием о признании права республиканской собственности на спорные земельные доли. Ответчики - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <данные изъяты> и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений относительно исковых требований не представили. В письменном отзыве на исковое заявление представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> ААБ оставив вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда, просила рассмотреть дело по существу без их участия. Третьи лица - МРО № филиала ФБУ «Кадастровая палата» по <данные изъяты>, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>, Министерство имущественных и земельных отношений <данные изъяты>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили, каких-либо возражений по существу иска не представили. Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с постановлением и.о. главы администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № управлению сельского хозяйства, межрайонному комитету по земельным ресурсам и землеустройству было разрешено выдать колхозу <данные изъяты> свидетельства о праве собственности на земельные доли (л.д. <данные изъяты>). Из представленной кадастровой выписки о земельном участке (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ видно, что земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м расположен по адресу: <адрес>; разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, вид права - общая долевая собственность и граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. №). ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, подписанный главой администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> ИСЛ, старшим специалистом администрации <данные изъяты> сельского поселения ВНН, депутатом <данные изъяты> сельского поселения ШГИ, о том, что общее собрание собственников земельных долей <данные изъяты>, которое должно было состояться ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов в здании <данные изъяты> не состоялось, т.к. в назначенный час в <данные изъяты> пришли всего № собственников земельных долей(л.д. №). ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> № утвержден список невостребованных земельных долей <данные изъяты> (л.д. №). Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что <данные изъяты> ликвидировано вследствие банкротства (л.д. №). Из объяснений истца и материалов дела установлено, что земля, находящаяся в общей долевой собственности умерших, имеет сельскохозяйственное назначение, но по целевому назначению не использовалась более трех лет, участники общей долевой собственности к настоящему времени умерли, в свое время выдел своей доли не произвели. Согласно справке администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ответчики, указанные в приложении № к исковому заявлению, наследников по закону и завещанию не имеют. К правоотношениям, связанным с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, кроме Конституции РФ, Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, применяется Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также Закон Чувашской Республики № 11 от 01.06.2004 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике». В соответствии с п. 1 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. В силу пунктов 3, 4 и 6 статьи 21.1 указанного закона орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. Пунктом 8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными. Статьей 3 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» предусмотрено, что Кабинет министров Чувашской Республики определяет уполномоченный орган государственной власти Чувашской Республики по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности Чувашской Республики, и участию в обороте земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 22.10.2004 года № 258 таким уполномоченным органом является Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики. Согласно статье 5 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» органам местного самоуправления предоставлено право принимать решения о выделении в самостоятельный земельный участок невостребованных земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю, а также право обратиться в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, образованный в результате выделения в самостоятельный участок невостребованных земельных долей, в случае отказа Чувашской Республики от обращения в суд с заявлением о признании права собственности Чувашской Республики на данный земельный участок. В соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» средства массовой информации, в которых осуществляется опубликование сообщений о невостребованных земельных долях, определяются органом местного самоуправления. Суду не представлены документы, свидетельствующие о намерении Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты> обратиться в суд с заявлением о признании права собственности <данные изъяты> на спорные земельные доли. Таким образом, обращение администрации <данные изъяты> с вышеуказанным иском основано на законе и вызвано объективной необходимостью в целях сохранения целевого использования земельных участков. До обращения в суд администрацией <данные изъяты> полностью была выполнена процедура, установленная статьей 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», потому суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных исковых требований и необходимости признания за муниципальным образованием «<данные изъяты>» права собственности на невостребованные земельные доли. В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу изложенного собственники земельных долей являются владельцами долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права. Признание права собственности администрации <данные изъяты> на спорные земельные доли неизменно влечет прекращение права собственности собственников земельных долей, потому суд считает необходимым указать на это в своем решении, как того просит истец. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск администрации <данные изъяты> удовлетворить. Прекратить право общей долевой собственности АВЛ, АНА, АЯА, АМГ, АИА, АКС, АЛФ, АМА, АГН, АЕА, АНА, ААА, АВН, ВПВ, ГВМ, ГМГ, ГМН, ГЮА, ГЗП, ГНТ, ГАГ, ГЕИ, ГОС, ГОМ, ГФС, ДВК, ДФД, ДФИ каждого на земельную долю площадью № га, в том числе № га пашни, в составе невостребованных земель СХПК <данные изъяты>. Признать за муниципальным образованием «<данные изъяты>» право собственности на № земельных долей по № га каждая, в том числе № га пашни, в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью № кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Б.З. Орлов Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.