Дело № 2- 766/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М., при секретаре Григорьевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Н.И. к УПФ РФ (ГУ) в городе ФИО12 и К. районе ЧР о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установил: Решением УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Васильевой Н.И. отказано во включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы в должности заведующего фельдшерским пунктом в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отказано во включении в специальный стаж в календарном исчислении периодов работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Не согласившись с данным решением, Васильева Н.И. с учетом уточнения исковых требований обратилась в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ как незаконного, включении перечисленных периодов работы в специальный стаж, в том числе периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, из расчета один год работы за один год и три месяца, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых связана по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет. В пункте 2 Постановления указано, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, независимо от наименования должности (врачи, средний медицинский персонал), один год работы в сельской местности следует считать за один год и три месяца. Возражая против не включения ответчиком в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, указала, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности. Поскольку в период нахождения на курсах повышения квалификации ей выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, указанный период подлежит включению специальный стаж. Просит также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в суд в размере № рублей и за составление искового заявления в размере № рублей. В судебном заседании истец Васильева Н.И. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР Т.А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала по основаниям, отраженным в оспариваемом решении УПФР в г.К. и К. районе ЧР. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее-Список 1991 года), подлежащий применению к периодам работы до 01 ноября 1999 года. В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В абз. 2 п. 2 названного постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца. Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), применяющийся к периодам работы в целях назначения пенсии по выслуге лет после 01 ноября 1999 года. При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников (1 год работы за 1 год и 3 месяца) стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066). В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже. Списки 1999 и 2002 года в разделе «Наименование должностей» содержат должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера; в разделе «Наименование учреждений» Списка 1999 года названы районные больницы, Списка 2002 года - больницы всех наименований. Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. №) должность, в которой истец работала в К. ЦРБ, расположенной в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именовалась заведующий фельдшерским пунктом, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (после переименования фельдшерского пункта в фельдшерско-акушерский пункт) - заведующий фельдшерско-акушерским пунктом. Действующим в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом законодательством было предусмотрено создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских пунктов. Так Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года № 566 (утратил силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 21.03.2003г. №118) было утверждено «Положение о фельдшерско-акушерском пункте» (приложение №1 к приказу), согласно которому фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке. Из пояснений истца в судебном заседании следует, что, работая заведующей фельдшерским (фельдшерско-акушерским) пунктом она помимо организационных функций, выполняла также следующие обязанности: <данные изъяты>. Выполняемые в спорный период истцом должностные обязанности соответствуют обязанностям заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера, обозначенные в «Положении о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере», утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973года №566, а также должностным обязанностям фельдшера, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 года № 18247). Что согласуется со Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов (Приложение № 4) к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900, согласно которым заведующий фельдшерско-акушерским пунктом одновременно является фельдшером, акушеркой либо медицинской сестрой. Аналогичные должностные обязанности содержатся в должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом К. ЦРБ, утвержденной в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. №). В подтверждение объяснений истца о том, что в должности заведующего ФП и ФАП она выполняла и должностные обязанности фельдшера в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерским пунктом и фельдшерско-акушерским пунктом в штате данного пункта не имелось должности фельдшера, их выполняла заведующая пунктом Васильева Н.И., что подтверждается штатными расписаниями медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов и тарификационными списками, согласно которым в Б. фельдшерском пункте, в последующем - фельдшерско-акушерском пункте предусмотрены должность заведующего фельдшерским пунктом (фельдшерско-акушерским пунктом), <данные изъяты> (л.д. №); в тарификационном списке на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. №), в штатном расписании на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годыдолжность истца указана правильно как заведующий - фельдшер (л.д. №); а в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ году ошибочно как заведующий фельдшерско-акушерским пунктом (л.д. №). То обстоятельство, что должность заведующей фельдшерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу, у суда не вызывает никаких сомнений в силу того, что истец не имеет соответствующего образования для занятия врачебной должности, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 4 мая 1970 года № 280, данная должность не отнесена к врачебным должностям. В соответствии с п. 45 приказа Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, которым утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) должность заведующей здравпунктом - фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу. В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением № 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 года № 1104 фельдшера - заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к средним медицинским работникам. Должность фельдшера, функциональные обязанности которого фактически выполняла истец Васильева Н.И., работая заведующей фельдшерским (фельдшерско-акушерским) пунктом, согласно приказу Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (утратил силу с 1 декабря 2008 года) также относилась к среднему медицинскому персоналу. То обстоятельство, что в спорные периоды работы Васильевой Н.И. последняя наряду с должностными обязанностями заведующего фельдшерским пунктом, и с 1 ноября 1999 года - фельдшерско-акушерским пунктом, исполняла обязанности фельдшера подтверждается также справкой работодателя - БУ «К. ЦРБ имени Г.» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которой по деревням и сельским местностям обязанности фельдшера по лечению и оказанию первой медицинской помощи больных проводит заведующий фельдшерско-акушерским пунктом; указанная должность относится к среднему медицинскому персоналу. Как указано выше действующие в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом нормативно-правовые акты предусматривали создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских, как именовалось структурное подразделение больницы, где осуществляла трудовую деятельность истец. Причем упомянутыми выше Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900 (приложение 4), действовавших в то время, было определено, что если число обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом сельского населения не превышает 700-900 человек и менее, в штате ФАП не вводятся штаты акушерки, патронажной медсестры, медсестры физиотерапии, однако при этом наименование фельдшерско-акушерского пункта не изменяется, выполнение их обязанностей возлагается непосредственно на заведующего фельдшерско-акушерского пункта. На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периодов ее работы в должности заведующего фельдшерским пунктом и фельдшерско-акушерским пунктом, в которые фактически истец выполняла обязанности заведующего фельдшерско-акушерского пункта-фельдшера, и ее должность должна была именоваться работодателем именно так, является незаконным и необоснованным. Исходя из вышеприведенных правовых норм требование истца о применении льготного исчисления стажа подлежит удовлетворению к периодам работы Васильевой Н.И. в должности заведующего фельдшерского пункта до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно, поскольку после указанной даты правовое регулирование в этой части изменилось. Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истца в календарном порядке. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ периоды работы после регистрации гражданина в системе государственного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица должны подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Истец Васильева Н.И. была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица на ее имя (л.д. №) работодатель подтвердил в соответствующих графах: «Выслуга лет» (в период действия Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1) и «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» (по Федеральному закону от 17.12.2001 года №173-ФЗ) льготный характер работы Васильевой Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, находящегося в сельской местности. Исковые требования Васильевой Н.И. о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации суд разрешает исходя из нижеследующего. Факт нахождения истца Васильевой Н.И. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Б. фельдшерско-акушерским пунктом МУЗ «К. ЦРБ», то есть в должности и в учреждении, включенных в Список 2002 года (как было установлено судом), подтверждаетсясправкой, уточняющей периоды работы (л.д. №). В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. За время нахождения истца на курсах повышения квалификации в связи с занимаемой должностью трудовые отношения с ней не прерывались, ей начислялась заработная плата, в этот период она оставалась пребывать в должности, указанной в трудовой книжке, обучение на курсах повышения квалификации было непосредственно связано с ее работой. В спорный период повышение квалификации являлось обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности в силу ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан (утратил силу). Согласно ныне действующему Федеральному закону от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 79) медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В связи с чем, период нахождения на курсах повышения квалификации должен расцениваться как продолжение медицинской деятельности и приравниваться к основной работе, следовательно,подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Соответственно, в указанной части решение ответчика также подлежит отмене как незаконное. В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца Васильевой Н.И. в сельской местности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно. Стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у истца Васильевой Н.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 26 лет № месяца № дней исходя из следующего расчета: № лет № месяца № дня (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № лет № месяцев № дня (период работы в должности заведующего ФП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + № лет № месяца № дня (период работы в должности заведующего ФАП соответственно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении) + № месяц № дней (период нахождения на курсах повышения квалификации в должности заведующего ФАП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении). Следовательно, досрочная трудовая пенсия истцу подлежит назначению со дня обращения в УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом наличия у нее на эту дату необходимого 25- летнего льготного стажа. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов, понесенных в связи с уплатой госпошлины в размере № рублей и составлением юристом искового заявления в размере № рублей. За консультацию и составление искового заявления Васильева Н.И. уплатила адвокату М.Н.И. № рублей, что подтверждается квитанцией (л.д. №). При подаче иска в суд истец уплатила госпошлину в размере № рублей (л.д. №). Поскольку иск Васильевой Н.И. удовлетворен полностью, то по правилам ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу в размере понесенных ею по делу судебных расходов. Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд решил: Решение УПФ РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить частично, обязать УПФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР: - включить Васильевой Н.И. период работы в должности заведующего Б. фельдшерским пунктом в К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца), - включить Васильевой Е.И. периоды работы в должности заведующего Б. фельдшерско-акушерским пунктом в К. ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном исчислении, - назначить Васильевой Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР в пользу Васильевой Н.И. судебные расходы в размере № рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья А.М. Ефимова Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.