об обязании очистить земельные участки от отходов производства и потребления



Дело № 2-1064\2012

Р Е Ш Е Н И Е

        и м е н е м       Р о с с и й с к о й      Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                          г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                       Архипова В.В.

с участием заместителя <данные изъяты> межрайпрокурора                            В.

при секретаре судебного заседания                                                        Гавриловой Л.М.                                           

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя <данные изъяты> межрайонного прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с участков земли, в которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором, а также обязании очистить земельные участки, находящиеся <адрес> от отходов производства и потребления,

у с т а н о в и л:

Заместитель <данные изъяты> межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с участков земли, в которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором, а также обязании очистить земельные участки, находящиеся за домами <адрес> от отходов производства и потребления. Требования мотивированы тем, что указанные нарушения были установлены в результате проведенной <данные изъяты> межрайонной прокуратурой проверки в части соблюдения требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией сельского поселения.

Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем, просит суд обязать ответчика очистить указанные земельные участки.

В судебном заседании заместитель прокурора В. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям и, вновь приведя их суду, просил заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения Т. исковые требования прокурора признал и суду пояснил, что действительно на момент проверки земельные участки, находящиеся за домами <адрес> были захламлены отходами производства и потребления. Обязуется принять меры по очистке указанных территорий от мусора и твердых бытовых отходов.

Суд, выслушав пояснения заместителя <данные изъяты> межрайонного прокурора и представителя ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений.

Согласно справке заместителя <данные изъяты> межрайонного прокурора Я., была проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране окружающей среды в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории сельского поселения

В ходе проведенной проверки на территории сельского поселения обнаружены несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов, а именно за домами <адрес> площадью <данные изъяты> м.

Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов подтвердилась и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем <данные изъяты> межрайонного прокурора Я., объяснениями врио главы администрации сельского поселения Г. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий).

В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией сельского поселения соблюдены не были, произошло захламление земельных участков, находящихся за домами <адрес>, с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения, что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных.

Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих <данные изъяты>, на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статьям 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, исковые требования заместителя <данные изъяты> межрайонного прокурора к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов мусора с участков земли, в которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором, а также обязании очистить земельные участки, находящиеся за домами <адрес> от отходов производства и потребления подлежат удовлетворению.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск заместителя <данные изъяты> межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов мусора с участков земли, в которых расположены несанкционированные стихийные свалки с мусором, находящиеся за домами <адрес>

Обязать администрацию сельского поселения очистить земельные участки, в которых образованы несанкционированные стихийные свалки с мусором и отходами производства и потребления, расположенных за домами <адрес> от отходов производства и потребления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через районный суд в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                                В.В. Архипов