Дело № 2-1097\2012 Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Архипова В.В. с участием помощника К. межрайпрокурора М. при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя К. межрайонного прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Н. Сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на участке земли сельскохозяйственного использования, в котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором, отходами производства и потребления, а также обязании очистить указанный земельный участок размером <данные изъяты> га, находящийся <адрес> от отходов производства и потребления, у с т а н о в и л: Заместитель К. межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Н. Сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на участке земли сельскохозяйственного использования, в котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором, отходами производства и потребления, а также обязании очистить указанный земельный участок размером <данные изъяты> га, находящийся <адрес> от отходов производства и потребления. Требования мотивированы тем, что указанные нарушения были установлены в результате проверки, проведенной К. межрайонной прокуратурой с участием <данные изъяты> Управления <данные изъяты> Ю., в части соблюдения требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Н. Сельского поселения Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем, просит суд обязать ответчика очистить указанный земельный участок. В судебном заседании помощник К. межрайонного прокурора <данные изъяты> М. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям и просил суд заявление прокурора удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - глава администрации Н. Сельского поселения З. исковые требования прокурора признала и суду пояснила, что действительно на момент проверки земельный участок, находящийся <адрес> был захламлен отходами производства и потребления. В настоящее время нарушения устранены, земельный участок очищен от отходов производства и потребления Суд, выслушав пояснения помощника К. межрайонного прокурора и представителя ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений. Согласно справке заместителя К. межрайонного прокурора Я., ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране окружающей среды в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории Н. Сельского поселения. В ходе проведенной проверки на территории Н. Сельского поселения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящемся <адрес> обнаружена несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов размером <данные изъяты> га (бумага, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, стеклянные и иные отходы). Вина администрации сельского поселения, выразившаяся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов подтвердилась актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением главы администрации Н. Сельского поселения З. от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотографиями данного земельного участка, приложенными к материалам дела (л.д. <данные изъяты>). В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В силу названных норм администрация сельского поселения выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования. Статьей 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка). В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий). В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией Н. Сельского поселения соблюдены не были, произошло захламление земельного участка, <адрес>, с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения, что может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных. Данными действиями (бездействиями) администрации сельского поселения нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих <данные изъяты> на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно статьям 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. Таким образом, исковые требования заместителя К. межрайонного прокурора к администрации Н. Сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на участке земли сельскохозяйственного использования, в котором расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором, отходами производства и потребления, а также обязании очистить указанный земельный участок размером <данные изъяты> га, находящийся <адрес> от отходов производства и потребления, подлежат удовлетворению. В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск заместителя К. межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Н. Сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на участке земли сельскохозяйственного использования, на которой имеется несанкционированная стихийная свалка с мусором, находящейся <адрес> Обязать администрацию Н. Сельского поселения очистить земельный участок <адрес>, на которой имеется несанкционированная стихийная свалка с отходами производства и потребления. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через районный суд в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме. Председательствующий судья В.В. Архипов