Дело № 2-1236/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М., при секретаре Григорьевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева В.В. к УПФР (ГУ) в г. К. и К. районе ЧР об отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установил: Решением УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Андрееву В.В. отказано во включении периодов работы в должности руководителя ОБЖ в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Не согласившись с данным решением, Андреев В.В. с учетом последующего уточнения исковых требований обратился в суд с иском к УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР об отмене его решения в указанной части, обязании ответчика включить вышеперечисленные периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву, нахождения на курсах повышения квалификации, периоды работы в должности руководителя ОБЖ в <данные изъяты> в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 1 октября 1993 года, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР по призыву. Соответственно период его службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в специальный стаж. Со ссылкой на рекомендации Международной организации труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» считает, периоды оплачиваемого учебного отпуска и курсов повышения квалификации должны включаться в специальный стаж. Также полагает необоснованным отказ ответчика включить в специальный стаж периоды его работы в должности руководителя ОБЖ, указывая, что он также вел уроки <данные изъяты>. В судебном заседании истец Андреев В.В. вышеуказанные уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Представитель ответчика - УПФР РФ (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР Т.А.В., действующая на основании доверенности, иск не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (далее - Список 2002 года), утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрены должности: военный руководитель, руководитель допризывной подготовки молодежи, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), а также должность учителя; среди учреждений поименованы школы всех наименований. Из трудовой книжки на имя Андреева В.В. (л.д. №) видно, что с ДД.ММ.ГГГГ он был переведен на должность военного руководителя в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен военным руководителем в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ должность военного руководителя переименована в руководителя ОБЖ и с этой же даты Андреев В.В. назначен преподавателем ОБЖ и учителем <данные изъяты>. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 29.04.1968 года № 289 «О сроках и порядке ведения начальной подготовки молодежи» постепенно в течение 1968-1972 годов в общеобразовательных школах вводилась начальная военная подготовка. В связи с этим в штаты средних школ была введена должность «военный руководитель». На военных руководителей школ, как указано в письме Министерства финансов СССР от 29.05.1968 года № 128 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи», распространяется порядок пенсионного обеспечения, установленного для учителей. В соответствии с инструктивным письмом Министерства просвещения СССР от 28.09.1979 года № 78-М на военного руководителя возлагаются: организация и проведение занятий по начальной военной подготовке, предусмотренных программой, в учебное время и факультативно; руководство кружками по изучению военного дела; заведование военным кабинетом и совершенствование учебно-методической базы по начальной военной подготовке и гражданской обороне; учет и хранение оружия и боеприпасов и военного имущества в соответствии со специальной инструкцией и другие обязанности. Согласно постановлению СМ РСФСР от 14.05.1991 года № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР» с 01.09.1991 года допризывная подготовка учащихся проводилась в ходе изучения нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в связи с чем вместо должности военного руководителя была введена новая должность преподавателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Постановлением Минтруда РФ № 68 от 03.10.2002 года установлено тождество наименования должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель». Согласно тарификационным спискам педагогических работников по <данные изъяты> (л.д. №) установлено: - на ДД.ММ.ГГГГ года Андреев В.В. занимал должность руководителя ОБЖ и преподавал предметы - <данные изъяты>; - на ДД.ММ.ГГГГ года Андреев В.В. занимал должность руководителя ОБЖ и преподавал предметы - <данные изъяты>; - на ДД.ММ.ГГГГ года Андреев В.В. занимал должность руководителя ОБЖ и преподавал предметы - <данные изъяты>; - на ДД.ММ.ГГГГ года Андреев В.В. занимал должность руководителя ОБЖ и преподавал предметы - <данные изъяты>; - на ДД.ММ.ГГГГ года Андреев В.В. занимал должность руководителя ОБЖ и преподавал предметы - <данные изъяты>; - на ДД.ММ.ГГГГ года Андреев В.В. занимал должность руководителя ОБЖ и преподавал предметы - <данные изъяты>. То есть в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год истец на начало очередного учебного года (на ДД.ММ.ГГГГ) фактически был тарифицирован не только как руководитель ОБЖ, но и как учитель с установлением учебной нагрузки в часах на очередной учебный год. Объем учебной нагрузки истца в должности преподавателя ОБЖ и учителя с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год подтверждается выписками из приказов по <данные изъяты> (преобразованной с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> о распределении учебной нагрузки учителям (л.д. №), согласно которым педагогическая нагрузка истца в указанный период складывалась из преподавания уроков <данные изъяты>. Указанные документы подтверждают доводы истца Андреева В.В. о том, что в спорные периоды он наряду с должностью военного руководителя, в последующем - руководителя ОБЖ, работал также в должности учителя в <данные изъяты>. При этом совокупность вышеприведенных доказательств с учетом названных правовых норм свидетельствует о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец в должности преподавателя ОБЖ фактически выполнял работу преподавателя-организатора ОБЖ и работодатель, допустив ошибку в наименовании его должности, впоследствии исправил ее, внеся запись в трудовую книжку. Так в его трудовой книжке имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что должность руководителя ОБЖ переименована в должность преподавателя-организатора ОБЖ с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Вышепоименованным Постановлением правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке 2002 года, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Спорный период работы истца в должности руководителя ОБЖ относится к периоду до 1 сентября 2000 года. Кроме того, судом установлено, что одновременно Андреев В.В. в указанный период работал также учителем в школе. В силу п. 6 названных правил работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. При указанных обстоятельствах решение ответчика об отказе во включении истцу периодов работы в должности руководителя ОБЖ (по тарификационному списку) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж подлежит отмене. Работая в руководителем ОБЖ, истец направлялся работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Факт нахождения его на курсах повышения квалификации подтверждается выписками из приказов по <данные изъяты> и <данные изъяты> средней школе (л.д. №) и справками, уточняющими периоды работы (л.д. №). В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. За время нахождения истца Андреева В.В. на курсах повышения квалификации в связи с занимаемой должностью трудовые отношения с ним не прерывались, ему начислялась заработная плата, из которой производились предусмотренные законодательством отчисления, в этот период он оставался пребывать в должности, указанной в трудовой книжке, обучение на курсах повышения квалификации было непосредственно связано с его работой в школе. С учетом изложенных правовых норм, требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение ответчика в части не включения в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации является незаконным и подлежит отмене. Отказывая истцу во включении в специальный стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву, Пенсионный фонд в своем решении сослался на то, что на момент отмены в 1993 году Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, право на получение пенсии у Андреева В.В. не возникало и необходимого для назначения пенсии специального стажа у него не имелось. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05 ноября 2002 года № 320-О в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. То обстоятельство, что истец проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой, выданной отделом военного комиссариата ЧР по г. К., К. и Я. районам (л.д. №). В указанный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в пунктах 1, 2, 3 подлежали включению при наличии не менее 2/3 специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии, что в соответствии с п. 1.2. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» составляло 16 лет 8 месяцев. Педагогический стаж истца Андреева В.В. на момент обращения за пенсией, с учетом включения вышеперечисленных периодов работы в должностяхруководителя ОБЖ (по тарификационному списку) в школе и нахождения на курсах повышения квалификации и признанных пенсионным органом составил 25 лет, то есть превышал 16 лет 8 месяцев. Таким образом, исходя из того, что действовавшее в период прохождения истца службы в Вооруженных Силах СССР законодательство гарантировало включение указанного периода в специальный стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, то истец Андреев В.В. имеет право на зачет спорного периода в специальный стаж. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, проходившими службу в армии по призыву, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. При указанных обстоятельствах решение ответчика об отказе во включении данного периода в специальный стаж является незаконным и подлежит отмене, соответственно требование истца о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Из материалов дела усматривается, что истец обратился к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно. Таким образом, специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей при требуемом в 25 лет на момент обращения за назначением пенсии составлял 28 лет № месяцев № дня, исходя из следующего расчета: № лет № месяцев № дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № лет № месяца № дней (суммарно периоды работы в должности руководителя ОБЖ) + № месяц № дней (период нахождения на курсах повышения квалификации) + № года № месяцев № дня (период службы в Вооруженных Силах СССР по призыву). Следовательно, досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежит назначению истцу со дня обращения в УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд решил: Решение УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части не включения в специальный стаж Андреева В.В. спорных периодов и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР включить Андрееву В.В. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, следующие периоды: - прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - работы в должности руководителя ОБЖ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Назначить Андрееву В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР в пользу Андреева В.В. судебные расходы в размере № рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья А.М. Ефимова Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.