об обязании создать условия для беспрепятственного доступа к объектам соц. инфраструктуры



Дело № 2-480/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,

с участием прокурора Янтыкова Р.М.,

при секретаре Ивановой Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к ООО «М.» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры к магазину «М.»,

установил:

К. межрайонный прокурор ЧР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «М.» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры в помещение магазина «М.», расположенного в <адрес> <адрес> <адрес>

Заявление мотивировано тем, что К. межрайонной прокуратурой ЧР ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки здания магазина «М.» ООО «М.», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, установлено, что при входе в магазин имеется лестница, при которой отсутствует <данные изъяты> что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать ООО «М.» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина, установить <данные изъяты>.

В судебном заседании заместитель К. межрайонного прокурора ЧР Янтыков Р.М. иск поддержал по изложенным в заявлении доводам, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «М.» В.Р.И. исковые требования прокурора не признала, указывая, что представление прокурора по поводу устранения указанных нарушений они не получали, дополнила, что в ближайшее время примут меры к установлению пандуса, соответствующего требованиям СНиП.

Суд, выслушав прокурора, объяснения представителя ответчика, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Согласно акту проверки К. межрайонной прокуратурой ЧР соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, вход в помещение магазина «М.» не приспособлен для доступности маломобильных групп населения: вход в магазин не оборудован <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д.№).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2010г. № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений, что вытекает из норм федерального законодательства.

В силу ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В силу пункта 3.14 СНиП наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Согласно п. 3.29., 3.31, 3.32 СНиП ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м; следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

К СНиП 35-01-2001 разработаны Своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно - сосудистой системы, психики.

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Следовательно, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «М. является объектом социальной инфраструктуры.

ООО «М.» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации юридического лица (л.д.№ и постановке его на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (л.д. №

Согласно Устава ООО «М.» общество является юридическим лицом, и от его имени без доверенности действует директор (л.д. №). Директором ООО «М.» согласно выписке из решения учредительного собрании указанного общества является В.Р.И.

Собственником нежилого помещения - магазина «М.» по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> является ООО «М.», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с техническим паспортом (л.д. №) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение - магазин «М.», расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, состоит из следующих строений: <данные изъяты>

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, об обязании ООО «М.» (собственника помещения) привести вход в магазин «М.» в соответствии с требованиями СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - установить <данные изъяты>, подлежат удовлетворению.

Доказательства устранения вышеуказанного нарушения (отсутствие <данные изъяты> при входе в магазин «М.») ответчиком суду не представлены.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать ООО «М.» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение магазина «Мотылек», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - установить <данные изъяты> для обеспечения доступа указанных групп населения в здание магазина.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Ефимова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.