Дело № 2-435/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
с участием прокурора Власовой Ю.М.,
при секретаре Ивановой Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. межрайонного прокурора ЧР в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Майорову А.В. об обязании создать условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к магазину «О.»,
установил:
К. межрайонный прокурор ЧР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Майорову А.В. об обязании создать условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - магазину «О.», расположенного в <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>
Заявление мотивировано тем, что К. межрайонной прокуратурой ЧР ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки здания магазина «О.», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> установлено, что вход в здание магазина не оборудован <данные изъяты>, что нарушает социальные права и интересы неопределенного круга лиц - инвалидов. В силу характера оказываемых услуг населению магазин является объектом социальной инфраструктуры. Со ссылкой на изложенные обстоятельства просит обязать <данные изъяты> Майорова А.В. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина «О.», установить <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник К. межрайонного прокурора ЧР Власова Ю.М. иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила его удовлетворить.
Ответчик Майоров А.В. исковые требования прокурора признал. Пояснил, что в ближайшее время он примет меры по оборудованию входа в магазин пандусом с поручнями.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ К. межрайонной прокуратурой ЧР совместно с отделом строительства, архитектуры и городского хозяйства администрации города К. ЧР проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам и другим маломобильным группам населения условий для беспрепятственного доступа в здание магазина «О.», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Проверкой установлено, что вход в магазин не оборудован <данные изъяты> (л.д. №).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2010г. № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений, что вытекает из норм федерального законодательства.
В силу ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые являются основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Пунктом 1.1. данных СНиП установлено, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В п. 3.17 СНиП указано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В силу пункта 3.14 СНиП наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Согласно п. 3.29., 3.31, 3.32 СНиП ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м; следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
К СНиП 35-01-2001 разработаны Своды правил (СП) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Пунктом 1.1. указанных Сводов правил предусмотрено, что требования данного документа направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части, а также участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно - сосудистой системы, психики.
В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Следовательно, в силу характера оказываемых услуг населению магазин «О.» является объектом социальной инфраструктуры.
Материалами дела подтверждается, что собственником нежилого помещения общей площадью № кв. метров по адресу: <адрес>, <адрес>, является Майоров А.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Указанное нежилое помещение <данные изъяты> Майоров А.В. передал в аренду <данные изъяты> Д.Д.М. (л.д.№). Регистрация Майорова А.В. в качестве <данные изъяты> подтверждается материалами дела (л.д. №).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, об обязании собственника помещения привести вход в вышеуказанный магазин «О.» в соответствии с требованиями СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» -установить <данные изъяты>, подлежат удовлетворению.
Доказательства устранения вышеперечисленных нарушений (отсутствие <данные изъяты> при входе в магазин «О. одежда») ответчиком суду не представлены.
Расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать Майорова А.В. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина «О.» <данные изъяты> Майорова А.В., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, оборудовать вход в магазин <данные изъяты> для обеспечения доступа указанных групп населения.
Взыскать с Майорова А.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере № рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова