о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования



Дело № 2-470/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе: председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.

при секретаре Гибатдиновой А.М.,

с участием истца Григорьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой М.В. к администрации <данные изъяты> Чувашской Республики и Межрайонной инспекции ФНС РФ № по Чувашской Республике о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Григорьева М.В. обратилась в Канашский районный суд ЧР с иском к администрации <данные изъяты> Чувашской Республики и Межрайонной инспекции ФНС РФ № по Чувашской Республике о признании права собственности на земельный участок площадью № кв.метров, расположенный <адрес>, в порядке наследования по закону после мужа - Г.М.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Требования Григорьевой М.В. мотивированы тем, что ее муж Г.М.В. был собственником вышеуказанного земельного участка. После смерти мужа она обратилась к нотариусу, приняла наследство и уже получила свидетельство о праве на часть наследства по закону. Право собственности на садовый земельный участок у нотариуса оформить она не может, так как муж при жизни не получил государственный акт на земельный участок и не зарегистрировал свое право собственности.

Истец Григорьева М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что изначально спорный земельный участок был выделен работнику городских электросетей Ш., в конце ДД.ММ.ГГГГ года администрация <данные изъяты> с согласия прежнего владельца закрепила этот участок за ее мужем Г.М.В., с ДД.ММ.ГГГГ года их семья стала пользоваться этим участком, на участке построили сарай. Ей неизвестно, обращался ли ее супруг в городскую администрацию с заявлением о закреплении садового земельного участка в собственность. В архиве администрации <данные изъяты> ничего, кроме решения исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ и акта инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ нет. После смерти мужа она произвела межевание земельного участка. В последнее время владельцы других земельных участков стали оформлять свое право собственности.

Ответчики - администрация <данные изъяты> Чувашской Республики и Межрайонная инспекция ФНС РФ № по Чувашской Республике, извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. От представителя администрации <данные изъяты> Н.Г.А. имеется заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д.№).

Третьи лица Чкалова Е.М., Никитина О.М. и Григорьев И.М., извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили. От Чкаловой Е.М. и Григорьева И.М. поступили заявления, от Никитиной О.М. поступила телеграмма с просьбой о рассмотрении дела без их участия (л.д.№).

Выслушав объяснения истца, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умер Г.М.В. (л.д.№).

В соответствии со ст.ст.1112,1113 ГК РФ в день смерти Г.М.В. открылось наследство, в состав которого входят принадлежавшие ему на день смерти вещи, имущественные права и обязанности.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст.1142 ГК РФ к наследованию по закону в первую очередь призываются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Изучение копии наследственного дела № на имущество Г.М.В. показало, что при отсутствии завещания наследство по закону приняла жена - Григорьева М.В., подав соответствующее заявление нотариусу <данные изъяты> нотариального округа ЧР. Другие наследники первой очереди по закону к нотариусу не обращались. Григорьевой М.В. уже выданы свидетельства о праве на наследство по закону на некоторое имущество (л.д.№).

В соответствии со ст.1181 ГК РФ принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

По решению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано коллективное садоводческое товарищество <данные изъяты> (л.д.№). Актом инвентаризации участков коллективного сада <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) подтверждается, что одним из № членов садоводческого товарищества <данные изъяты> был Г.М.В., он пользовался земельным участком № площадью № кв.метров. Согласно межевому плану (л.д.№) и кадастровому паспорту (л.д.№) на ДД.ММ.ГГГГ год участок № в коллективном саду <данные изъяты> <адрес> имел фактическую площадь № кв.метров.

По Земельному кодексу РСФСР 1970 года земля находилась в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование. 23 ноября 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР был введен в действие Закон РСФСР «О земельной реформе», которым монополия государства на землю была отменена. Закон ЧССР от 22.03.1991 года «О земельной реформе» предусмотрел норму бесплатного предоставления земельных участков гражданам для коллективного и индивидуального садоводства - до 0,10 га на семью. Данным законом приобретение земельных участков в собственность предусматривалось только через Совет народных депутатов, на территории которого располагался земельный участок. Согласно Закону ЧР «О праве граждан Чувашской Республики на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, и индивидуального жилищного строительства» от 27.05.1993 года, Указу Президента Чувашской Республики от 22.05.1994 года «О регулировании земельных отношений в Чувашской Республике», «Временному положению о порядке закрепления земельных участков в собственность граждан для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома и их купли-продажи на территории Чувашской Республики», утвержденному постановлением Кабинета Министров ЧР от 05.10.1994 года, предоставление земельных участков в собственность граждан производилось решениями местных администраций. Право собственности удостоверялось государственными актами, которые выдавались главами местных администраций и регистрировались местными органами Государственного комитета Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрел возможность приватизации садоводами земельных участков, которые были получены ранее из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования. Решение о приватизации принималось органом местного самоуправления. Согласно статье 28 того же Федерального закона в редакции от 23.11.2007 года граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ истец обязан доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований. Вопреки этому Григорьева М.В. не представила доказательств, подтверждающих, что ее супруг Г.М.В. в установленном вышеуказанными нормативными актами порядке приобрел право собственности на участок № в коллективном саду <данные изъяты> <адрес> площадью № кв.метров. Как следует из материалов дела, в постановлениях администрации <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ год данные о закреплении в собственность граждан земельных участков в коллективном саду <данные изъяты> отсутствуют (л.д.№), государственный акт на право собственности на землю Г.М.В. не выдавался (л.д.№) и государственная регистрация его права собственности не производилась (л.д.№).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Г.М.В. не был собственником спорного земельного участка, и требование Григорьевой М.В. о признании за ней права собственности на земельный участок, основанное на праве наследования, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Григорьевой М.В. о признании права собственности на земельный участок площадью № кв.метров с кадастровым номером №, расположенный № в коллективном саду <данные изъяты> <адрес>, в порядке наследования по закону после мужа - Г.М.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд ЧР в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Ю.Г. Карачкина