об обязании провести ремонт автомобильных дорог местного значения



Дело № 2-1118/2012

Р Е Ш Е Н И Е

        и м е н е м      Р о с с и й с к о й      Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                             г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                                                                   Архипова В.В.

с участием помощника <данные изъяты> межрайпрокурора                           Попова А.Ю.

при секретаре судебного заседания                            Гавриловой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> и ООО «С.» об обязании провести ремонт автомобильных дорог местного значения в границах городского округа,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> и ООО «С.» об обязании провести ремонт автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой, совместно с представителями заинтересованных ведомств, в том числе специалистов администрации <данные изъяты>, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. В ходе проверки выявлены недостатки по содержанию дорог и неудовлетворительные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. Так, по <адрес> на протяжении <данные изъяты> метров асфальтобетонное покрытие частично разрушено, имеются выбоины размером по глубине более <данные изъяты> см, отсутствует горизонтальная дорожная разметка; на пересечении улиц <адрес> имеются выбоины овальной формы, размером <данные изъяты> см., по глубине более <данные изъяты> см; по <адрес>, асфальтобетонное покрытие частично разрушено, проезжая часть имеет выбоины размером по глубине более <данные изъяты> см; между домами <адрес> имеется выбоина размером <данные изъяты> см, глубиной более <данные изъяты> см; от перекрестка улиц <адрес>, асфальтобетонное покрытие разрушено, имеются выбоины размером по глубине более <данные изъяты> см, отсутствует горизонтальная дорожная разметка, требуется капитальный ремонт дорожного полотна; <адрес> на расстоянии <данные изъяты> от бордюров отсутствует дорожное покрытие; по <адрес> имеются выбоины размером по глубине более <данные изъяты> см, а также на <адрес> требуется капитальный ремонт дорожного полотна.

Согласно п.3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание дорог местного назначения.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным актам возложено на орган, осуществляющий содержание автомобильных дорог.

Просит обязать администрацию <данные изъяты> и ООО «С.» в срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ремонту автомобильных дорог местного назначения, указанных в акте обследования.

В судебном заседании помощник прокурора П. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям и, вновь приведя их суду, просил обязать администрацию <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>» провести ремонт автомобильных дорог местного назначения на улицах указанных в исковом заявлении сроком не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика - заместитель главы администрации <данные изъяты> Я. и главный специалист отдела строительства, архитектуры и городского хозяйства администрации <данные изъяты> П. исковые требования прокурора признали частично и суду пояснили, что действительно администрация <адрес> несет ответственность по содержанию муниципальных дорог местного назначения в границах городского округа. Для содержания и текущего ремонта городских дорог ежегодно в бюджете предусматриваются финансовые средства, которых, как всегда не хватает. И на этот год, в бюджете города, на содержание дорог, в том числе на устранение мелких деформаций и повреждений на асфальтобетонных покрытиях площадью <данные изъяты> кв. метра, предусмотрено более одиннадцати миллионов рублей. Не отрицают, что автомобильные дороги в городе имеют определенные дефекты. Но администрация города принимает меры по их надлежащему содержанию. На <данные изъяты> год с ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на текущее содержание дорог в городе <данные изъяты> Во исполнение контракта, Общество занимается содержанием городских дорог, как в зимнее время, так ив летнее время, а также устранением мелких деформаций и повреждений на асфальтобетонных покрытиях. На сегодняшний день устранены мелкие деформации и повреждения на асфальтобетонных покрытиях с разломом старого покрытия на <данные изъяты> требуют капитального ремонта дорожного полотна. На текущий год в бюджете города не предусмотрены денежные средства на капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения и постараются провести их ремонт до конца <данные изъяты> года, предварительно предусмотрев в бюджете города на <данные изъяты> года, средства на эти цели.

Представитель ответчика ООО «С.» С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала и суду пояснила, что ООО «С.» является коммерческой организацией и не является собственником либо балансодержателем муниципальных дорог. Соответственно межрайонная прокуратура не вправе требовать возложения на Общество обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения, тем более их капитальному ремонту, поскольку в соответствии действующим законодательством, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание дорог местного назначения, относятся к полномочиям местных органов. Общество осуществляет только текущее содержание дорог в <данные изъяты>, на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению к контракту, кроме уборки автомобильных дорог, Общество обязано устранить мелкие деформации и повреждения на асфальтобетонных покрытиях с разломкой старого покрытия на общей площади <данные изъяты> кв. метра, на улицах, указанных в приложении. Данную работу Общество выполнило. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ООО «<данные изъяты>» обязанностей по содержанию и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, районный суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 6 ч. 4 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 8 <данные изъяты>, принятым собранием депутатов <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное требование закона, закреплено в качестве вопроса местного значения <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

В силу ст. 13 ч. 1, ст. 17 ч. 1 и ст. 18 ч. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее -Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 3.2 Административного регламента Администрации <данные изъяты> по исполнению муниципальной функции по контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения <данные изъяты> планирование, организация работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения <данные изъяты> осуществляется Отделом по строительству по итогам обследования автомобильных дорог местного значения <данные изъяты> Для выполнения работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорог с организациями или индивидуальными предпринимателями заключаются муниципальные контракты в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (л.д. <данные изъяты>).

В силу ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно п. п. 3, 3.1.1, 3.1.5, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхности разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", предельные размеры отдельных просадок, выбоин, не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см.

Из материалов дела усматривается, что на момент обращения <данные изъяты> межрайонного прокурора с иском в суд вышеуказанные обязанности администрацией <данные изъяты> должным образом не исполняются, что следует из акта обследования автомобильных дорог и улиц <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- по <адрес> на протяжении <данные изъяты> метров асфальтобетонное покрытие частично разрушено, имеются выбоины размером по глубине более <данные изъяты> см, отсутствует горизонтальная дорожная разметка; на пересечении улиц <адрес> имеются выбоины овальной формы, размером <данные изъяты> см., по глубине более <данные изъяты> см; по <адрес> на протяжении <данные изъяты> метров, асфальтобетонное покрытие частично разрушено, проезжая часть имеет выбоины размером по глубине более <данные изъяты> см; между домами <адрес> имеется выбоина размером <данные изъяты> см, глубиной более <данные изъяты> см; от перекрестка <адрес> до пересечения с <данные изъяты>, асфальтобетонное покрытие разрушено, имеются выбоины размером по глубине более <данные изъяты> см, отсутствует горизонтальная дорожная разметка, требуется капитальный ремонт дорожного полотна; по <адрес> на расстоянии <данные изъяты> метра от бордюров отсутствует дорожное покрытие; по <адрес> имеются выбоины размером по глубине более <данные изъяты> см, а также на улице <адрес> требуется капитальный ремонт дорожного полотна.

В связи с этим безопасность дорожного движения на данных участках не обеспечивается, что создает угрозу жизни и здоровья граждан участвующих в дорожном движении.

Данные обстоятельства установлены в ходе обследования дорожных условий на автомобильных дорогах общего пользования <данные изъяты>, на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.<данные изъяты>).

Согласно статьям 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на администрацию <данные изъяты> обязанностей по устранению выявленных в ходе проведенной проверки нарушений по содержанию автомобильных дорог местного назначения, являются обоснованными и правомерными.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансовых средств не может быть принято во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчика от содержания автомобильных дорог местного назначения в соответствии требованиями закона.

Между тем, суд считает исполненными выявленные нарушения в части устранения деформации и повреждений на асфальтобетонных покрытиях по <данные изъяты>

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в суд актами внезапной выборочной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по соблюдению ООО «С.» обязательств муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ «О текущем содержании автомобильных дорог в <данные изъяты>».

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом объема предстоящих работ, специфики и периода выполняемых работ, суд для устранения выявленных недостатков считает необходимым установить администрации <данные изъяты> срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд считает неподлежащими удовлетворению требования прокурора в части возложения на ООО «С.» обязанностей по проведению ремонта автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Отказывая в удовлетворении исковых требований к ООО «С.», суд исходит из того, что Общество является коммерческой организацией и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Автомобильные дороги местного значения в границах городского округа учитываются в казне муниципального образования, следовательно, бремя их содержания лежит на собственнике. Это же следует из содержания статьи 210 ГК РФ. Более того, в судебном заседании установлено, что ООО «С.» в соответствии заключенным муниципальным контрактом, занимается только текущим содержанием дорог, в сроки и в объеме предусмотренных приложениями к контракту, а не их содержанием, в том числе капитальным ремонтом.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, администрация <данные изъяты> от уплаты государственной пошлины освобождается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать администрацию <данные изъяты> не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные в ходе проведенной проверки недостатки по содержанию автомобильных дорог местного назначения, а именно:

- провести капитальный ремонт автомобильных дорог местного назначения по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93:

- провести асфальтирование края автомобильной дороги местного назначения <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93:

- устранить деформации и повреждения на асфальтобетонных покрытиях по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-9.

Требования <данные изъяты> межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> об обязании устранить деформации и повреждения на асфальтобетонных покрытиях по <данные изъяты>, считать исполненными.

Отказать прокурору в удовлетворении исковых требований к ООО «С.» об обязании устранить выявленные в ходе проведенной проверки недостатки по содержанию автомобильных дорог местного назначения в границах городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через районный суд в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                                В.В. Архипов