Дело № 12-77/2011 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Канаш ДД.ММ.ГГГГ Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Дмитриев С.Г., рассмотрев жалобу заведующей МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав заведующую МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> З., исследовав представленные материалы, у с т а н о в и л : Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 19.5. КоАП РФ, - то есть в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, заведующая МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> З. обратилась с жалобой на него, указав, что в постановлении мирового судьи указано о нарушении детским садом Правил пожарной безопасности РФ (ППБ-01-03), СНиП 21-01-97, выразившемся в неисполнении п. 4 предписания №, выданного ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> и <адрес> по пожарному надзору С., которое должно было быть исполнено до ДД.ММ.ГГГГ. В период выполнения предписания были внесены изменения в отдельные нормативные документы по пожарной безопасности и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствие с внесенными изменениями исполнение п. 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ не требуется. Так, в соответствии с п. 6.9 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку. Со всех групповых помещений МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, расположенных на первом этаже, имеются два эвакуационных выхода, что подтверждается проектной документацией. Также здание данного дошкольного образовательного учреждения соответствует требованиям Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». В п. 5.2.12. свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденном приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 171, указано, что при проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением. В соответствии с п. 4.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 22.07.2010 года № 91, в состав групповой ячейки входят: раздевальная, групповая, спальня, буфетная, туалетная. Таким образом, подтверждается наличие двух эвакуационных выходов из помещений групп №, расположенных на 1 этаже детского сада. Просила постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить. В судебном заседании заведующая МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> З. свою жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям и пояснила, что здание детского сада ДД.ММ.ГГГГ года постройки, его капитальный ремонт либо реконструкция не проводилась. Государственный инспектор ОНД <адрес> О. пояснил, что детскому саду № было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 4 которого требовалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать в помещении одновременно пребывающих более 10 человек два эвакуационных выхода, а именно в спальных комнатах групп №, находящихся на первом этаже здания. Данное предписание в установленный законом срок не было обжаловано и вступило в силу. С ДД.ММ.ГГГГ года за ним были закреплены для осуществления надзорной деятельности дошкольные учреждения. В ходе проверки был выявлен факт невыполнения указанного пункта предписания. Поскольку данный пункт предписания никем не был отменен, и он не был выполнен, им был составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 ч. 13 КоАП РФ. Свидетель Д. показала, что на момент постройки здания детского сада и сдачи его в эксплуатацию действовали другие строительные нормы и правила и нормативные акты. Реконструкция данного детского сада либо его капитальный ремонт не производились. Исследовав материалы дела о привлечении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ, выслушав объяснения заведующего МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> З., свидетелей, судья приходит к следующему. В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Статьей 19.5 ч. 13 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ОГПН <адрес> по пожарному надзору С. была проведена внеплановая проверка по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, по результатам которого законному представителю МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> Ю. было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору О. была осуществлена проверка по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, по результатам которой выявлен факт невыполнения п. 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут в здании и помещениях МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно: не оборудованы в помещениях одновременно пребывающих более 10 человек два эвакуационных выхода в группах № (Осн. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97, п. 6.12.). Согласно ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в нем указано, что за вышеуказанное административное правонарушение - нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, однако описанные в протоколе обстоятельства совершения административного правонарушения - а именно место, время совершения и событие административного правонарушения не соответствуют указанной в протоколе об административном правонарушении статье КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение. Так, в частности, в протоколе об административном правонарушении не указано о невыполнении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> п. 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство до принятия дела мировым судьей к производству и назначения его к рассмотрению влекло необходимость возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол, для пересоставления протокола. Анализируя наличие в действиях МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ, связанного с невыполнением п. 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), в п. 3 которых указано, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7 были приняты и введены в действие с 1 января 1998 года строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». В соответствии с п. 6.12 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. Между тем, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что здание детского сада ДД.ММ.ГГГГ года постройки, что подтверждается копией технического паспорта, и какого либо капитального ремонта либо реконструкции здания не производилось. Таким образом, на момент постройки здания детского сада в ДД.ММ.ГГГГ году и сдачи его в эксплуатацию действовали другие строительные нормы и правила и нормативные акты. Согласно п. 5.2.12 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 171 с изменениями, внесенными Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 года № 639, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением. В соответствии с п. 4.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 22.07.2010 года № 91, в состав групповой ячейки входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Согласно п. 4.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных организациях, для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, необходимо предусматривать следующий набор помещений, в том числе групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе. В соответствии с п. 6.9 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку. Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7 были признаны утратившими силу с 1 января 1998 года СНиП 2.01.02-85, при этом определено, что те положения СНиП 2.01.02-85, на которых основаны требования строительных норм и правил по проектированию зданий и сооружений различного назначения и инженерных систем, продолжают действовать до пересмотра строительных норм на эти здания и сооружения. Из разъяснений, содержащихся в письме Госстроя РФ и Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ от 14.10.1998 г. №№ 202.2/2433, 130552 «О применении требований СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» следует, что строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты, запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы» и действующих СНиП на конкретные виды зданий и инженерных систем, могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без её корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97. Кроме этого, решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, по гражданскому делу по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, администрации <адрес> о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, было отказано в иске Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики о возложении обязанности на МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> по оборудованию в помещении двух эвакуационных выходов; о возложении на администрацию <адрес> обязанности по финансированию деятельности МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> для выполнения вышеуказанной работы по тем же основаниям, которые приведены выше. Как следует из копии технического паспорта, копий проектного плана помещений, копии плана эвакуации, из помещений групповых ячеек № кроме одного эвакуационного выхода из каждой групповой ячейки имеется другой выход в общий коридор на первом этаже здания. Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что пункт предписания №, выданного ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору С. в адрес МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, с требованием оборудовать в помещении одновременно пребывающих более 10 человек два эвакуационных выхода (№ группа) не основан на требованиях действовавших на период постройки здания и действующих в настоящее время нормативно - правовых актов. Следовательно, МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> в данном случае не может нести ответственность по ст. 19.5 ч.13 КоАП РФ. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, постановление мирового судьи о привлечении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> к административной ответственности нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а производство по делу в отношении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> подлежит прекращению на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст.24.5, ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья р е ш и л : Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> о привлечении к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> прекратить за отсутствием в действиях МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> состава административного правонарушения. Решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу с момента вынесения. Судья