решение по ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ



Дело № 12-77/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Канаш                                                                                            ДД.ММ.ГГГГ

Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Дмитриев С.Г., рассмотрев жалобу заведующей МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ,

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав заведующую МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> З., исследовав представленные материалы,

                                                у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 19.5. КоАП РФ, - то есть в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заведующая МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> З. обратилась с жалобой на него, указав, что в постановлении мирового судьи указано о нарушении детским садом Правил пожарной безопасности РФ (ППБ-01-03), СНиП 21-01-97, выразившемся в неисполнении п. 4 предписания , выданного ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> и <адрес> по пожарному надзору С., которое должно было быть исполнено до ДД.ММ.ГГГГ. В период выполнения предписания были внесены изменения в отдельные нормативные документы по пожарной безопасности и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствие с внесенными изменениями исполнение п. 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ не требуется. Так, в соответствии с п. 6.9 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку. Со всех групповых помещений МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, расположенных на первом этаже, имеются два эвакуационных выхода, что подтверждается проектной документацией. Также здание данного дошкольного образовательного учреждения соответствует требованиям Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». В п. 5.2.12. свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденном приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 171, указано, что при проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением. В соответствии с п. 4.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 22.07.2010 года № 91, в состав групповой ячейки входят: раздевальная, групповая, спальня, буфетная, туалетная. Таким образом, подтверждается наличие двух эвакуационных выходов из помещений групп , расположенных на 1 этаже детского сада. Просила постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

В судебном заседании заведующая МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> З. свою жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям и пояснила, что здание детского сада ДД.ММ.ГГГГ года постройки, его капитальный ремонт либо реконструкция не проводилась.

Государственный инспектор ОНД <адрес> О. пояснил, что детскому саду было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 4 которого требовалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать в помещении одновременно пребывающих более 10 человек два эвакуационных выхода, а именно в спальных комнатах групп , находящихся на первом этаже здания. Данное предписание в установленный законом срок не было обжаловано и вступило в силу. С ДД.ММ.ГГГГ года за ним были закреплены для осуществления надзорной деятельности дошкольные учреждения. В ходе проверки был выявлен факт невыполнения указанного пункта предписания. Поскольку данный пункт предписания никем не был отменен, и он не был выполнен, им был составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 ч. 13 КоАП РФ.

Свидетель Д. показала, что на момент постройки здания детского сада и сдачи его в эксплуатацию действовали другие строительные нормы и правила и нормативные акты. Реконструкция данного детского сада либо его капитальный ремонт не производились.

Исследовав материалы дела о привлечении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ, выслушав объяснения заведующего МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> З., свидетелей, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 19.5 ч. 13 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ОГПН <адрес> по пожарному надзору С. была проведена внеплановая проверка по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, по результатам которого законному представителю МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> Ю. было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору О. была осуществлена проверка по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, по результатам которой выявлен факт невыполнения п. 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут в здании и помещениях МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно: не оборудованы в помещениях одновременно пребывающих более 10 человек два эвакуационных выхода в группах (Осн. ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97, п. 6.12.).

Согласно ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в нем указано, что за вышеуказанное административное правонарушение - нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, однако описанные в протоколе обстоятельства совершения административного правонарушения - а именно место, время совершения и событие административного правонарушения не соответствуют указанной в протоколе об административном правонарушении статье КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение. Так, в частности, в протоколе об административном правонарушении не указано о невыполнении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> п. 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство до принятия дела мировым судьей к производству и назначения его к рассмотрению влекло необходимость возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол, для пересоставления протокола.

Анализируя наличие в действиях МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ, связанного с невыполнением п. 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), в п. 3 которых указано, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7 были приняты и введены в действие с 1 января 1998 года строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

В соответствии с п. 6.12 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек.

Между тем, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что здание детского сада ДД.ММ.ГГГГ года постройки, что подтверждается копией технического паспорта, и какого либо капитального ремонта либо реконструкции здания не производилось.

Таким образом, на момент постройки здания детского сада в ДД.ММ.ГГГГ году и сдачи его в эксплуатацию действовали другие строительные нормы и правила и нормативные акты.

Согласно п. 5.2.12 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 171 с изменениями, внесенными Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 года № 639, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

В соответствии с п. 4.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 22.07.2010 года № 91, в состав групповой ячейки входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Согласно п. 4.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных организациях, для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, необходимо предусматривать следующий набор помещений, в том числе групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе.

В соответствии с п. 6.9 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку.

Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7 были признаны утратившими силу с 1 января 1998 года СНиП 2.01.02-85, при этом определено, что те положения СНиП 2.01.02-85, на которых основаны требования строительных норм и правил по проектированию зданий и сооружений различного назначения и инженерных систем, продолжают действовать до пересмотра строительных норм на эти здания и сооружения.

Из разъяснений, содержащихся в письме Госстроя РФ и Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ от 14.10.1998 г. №№ 202.2/2433, 130552 «О применении требований СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» следует, что строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты, запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы» и действующих СНиП на конкретные виды зданий и инженерных систем, могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без её корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97.

Кроме этого, решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, по гражданскому делу по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, администрации <адрес> о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, было отказано в иске Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики о возложении обязанности на МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> по оборудованию в помещении двух эвакуационных выходов; о возложении на администрацию <адрес> обязанности по финансированию деятельности МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> для выполнения вышеуказанной работы по тем же основаниям, которые приведены выше.

Как следует из копии технического паспорта, копий проектного плана помещений, копии плана эвакуации, из помещений групповых ячеек кроме одного эвакуационного выхода из каждой групповой ячейки имеется другой выход в общий коридор на первом этаже здания.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что пункт предписания , выданного ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору С. в адрес МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес>, с требованием оборудовать в помещении одновременно пребывающих более 10 человек два эвакуационных выхода ( группа) не основан на требованиях действовавших на период постройки здания и действующих в настоящее время нормативно - правовых актов.

Следовательно, МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> в данном случае не может нести ответственность по ст. 19.5 ч.13 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, постановление мирового судьи о привлечении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> к административной ответственности нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а производство по делу в отношении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> подлежит прекращению на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст.24.5, ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

                                                                 р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> о привлечении к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> прекратить за отсутствием в действиях МДОУ «ДЕТСКИЙ САД» <адрес> состава административного правонарушения.

Решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья