определение по апелляционной жалобе на решение мирового судьи



Мировой судья Овсяник С.И.

Дело № 11-2/11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2011 г.

г. Кандалакша                                                                                                               

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

Судьи Пахаревой Н.Ф.,

при секретаре Жигаловой Ю.А.,

с участием: представителя истца Притчиной Е.А.,

ответчиков Лупкина А.П., Лупкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Лупкина Александра Петровича на решение мирового судьи судебного участка № 3 г. Кандалакша с подведомственной территорией Мурманской области от 17 ноября 2010 года

по иску Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства»

к Лупкину Александру Петровичу, Лупкиной Тамаре Викторовне, ФИО о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей,

установил:

Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее МУ УЖКХ) обратилось к мировому судье с иском к Лупкину А.П., Лупкиной Т.В., ФИО о взыскании задолженности по оплате за жильё и коммунальные услуги, указав в обоснование иска, что ответчики являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. Данный дом оборудован коллективным прибором учёта коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в связи с чем, в феврале 2008 г. была произведена корректировка платы за отопление о горячее водоснабжение за 2007 год, в результате чего образовалась задолженность в размере 5822,24 руб. Указанную сумму задолженности просит взыскать с ответчиков солидарно.

В судебном заседании представитель истца Притчина Е.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что <адрес> оборудован коллективным прибором учета коммунальных услуг. Жильцы дома самостоятельно установили прибор учёта тепловой энергии, собственниками многоквартирного дома было выбрано ответственное лицо за снятие показаний счётчика, данные сведения ответственное лицо должно было подавать в ТЭКОС. В период с мая по сентябрь 2007 года, а также в декабре 2007 года сведения о потреблённой тепловой энергии собственниками многоквартирного дома не подавались, либо подавались в искажённом виде, не были приняты к расчёту ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем, в соответствии с п. 25 Правил предоставления коммунальных услуг потребителям в указанный период был установлен общегородской тариф. В ходе корректировки в феврале 2008 года была начислена задолженность платы за отопление на сумму 5822,24 руб.

Ответчик Лупкин А.П. с заявленными требованиями не согласился, указал, что ответственность за не предоставление сведений в теплоснабжающую организацию должна возлагаться на обслуживающую организацию (УЖКХ), что прямо предусмотрено Правилами, согласно которых исполнитель при наличии коллективных (общедомовых) приборов учёта ежемесячно, должен снимать показания и заносить в журнал учёта показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта. Кроме того указал, что в летний период времени ежегодно отопление в городе отключается, считает, что это общеизвестный факт, в связи с чем оснований для применения расчёта за коммунальные услуги в эти месяцы общегородского тарифа на отопление не имеется, так как данная услуга населению не предоставлялась.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 г. Кандалакши от 17 ноября 2010 г. исковые требования удовлетворены, с Лупкина А.П., Лупкиной Т.В., ФИО в пользу МУ УЖКХ взыскана задолженность в размере 5822 руб. 24 коп., государственная пошлина в размере по 133,33 руб.

Лупкин А.П. обратился с апелляционной жалобой на решение мирового судьи, указав, что с названным решением не согласен, просит его отменить и принять новое решение.

В судебном заседании Лупкин А.П. свои возражения поддержал, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Лупкина Т.В. в судебном заседании поддержала доводы Лупкина А.П.

ФИО в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Притчина Е.А. в судебном заседании с доводами, указанными в апелляционной жалобе не согласилась, считает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Суд, выслушав объяснения Лупкина А.П., Лупкиной Т.В., представителя истца Притчину Е.А., изучив материалы гражданского дела, не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

Судом правильно и в полном объеме установлены юридически значимые обстоятельства и к возникшим правоотношениям должным образом применены нормы материального права.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Исходя из положений жилищного законодательства, не внесение платы за жилье и коммунальные услуги влечет за собой принудительное взыскание.

В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157), наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (часть 13 статьи 155).

Из чего следует, что управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем в соответствии с п.п. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

П. 22 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 названных Правил.

Из п. 19 Правил следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения № 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к данным Правилам (пп. "а"); для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с п.п. 3 п. 1 приложения № 2 к указанным Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с п.п. 4 п. 1 приложения № 2 к данным Правилам (пп. "б").

В п.п. 2 и 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам приведены формулы корректировки размера платы за отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение.

В силу п. 25 Правил при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с п.п. 3 п. 3 приложения № 2 к названным Правилам.

Согласно п. 27 Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с п.п. "а" и "б" п. 19, п.п. "г" п. 20, п.п. "б" пункта 21, п. 23 и п. 25 Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Лупкин А.П., Лупкина Т.В., ФИО с ДД.ММ.ГГГГ года проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>; являются собственниками указанного жилого помещения; многоквартирный <адрес> оборудован коллективным прибором учета коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению; размер платы за отопление и горячее водоснабжение откорректирован истцом - исполнителем, в частности, был определен фактически сложившийся в 2007 году размер платы за коммунальные услуги и определен размер ее перерасчета с учётом недопоставки услуг и льгот, в результате чего у ответчиков образовалась задолженность в размере 5822,24 руб.

Истцом в судебное заседание был представлен расчет-обоснование фактически сложившегося тарифа в 2007 году в месяц за отопление - 28,40 руб./кв.м и за горячее водоснабжение - 86,39 руб/куб.м.

Суд не может согласиться с доводом Лупкина А.П. о том, что в соответствии с п. е) ч. 49 Правил обязанность по снятию показаний учёта общедомовых приборов учёта лежит на МУ УЖКХ, поскольку в соответствии с п. 3 Правил "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Как следует из Письма Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:

- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

При таких обстоятельствах суд полагает, что МУ УЖКХ исполняло функции посредника между населением и ресурсоснабжающей организацией.

Кроме того, Письмом Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307") разъяснено, что Пунктом 7 Правил установлены специальные требования к определению границы эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации и собственников помещений в многоквартирном доме или собственника жилого дома, а также к установлению размера платы собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. В связи с этим к отношениям ресурсоснабжения, при которых за подачу холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, а также за водоотведение отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы, отвечает другое лицо, должны применяться требования пункта 7 Правил. Обслуживание внутридомовых инженерных систем в указанном случае будет осуществляться лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов по договору или собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Доказательств того, что показания общедомовых приборов учёта предоставлялись в ресурсоснабжающую организацию суду не представлено, доказательств того, что с какой-либо организацией заключён договор на снятие ежемесячных показаний приборов учёта суду не представлено.

Суд полагает необоснованным довод Лупкина А.П. о том, что взимание платы за отопление в летние месяцы незаконно, поскольку п. 4 Письма Минрегиона РФ от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 «Об осуществлении корректировки платы за коммунальные услуги» разъяснено, что согласно подпункту "б" пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, а в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, так же, как и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (подпункт 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам) исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Согласно пункту 25 Правил в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам. При этом разность размера платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования) исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета и размера платы за тепловую энергию, потребленную в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенной исходя из норматива потребления тепловой энергии, распределяется пропорционально общей площади помещения в многоквартирном доме.

Приняв во внимание, что ответчики не выполнили своих обязательств по оплате коммунальных услуг в связи с корректировкой, мировой судья обосновано взыскал с них образовавшуюся задолженность.

Мотивы, по которым мировой судья пришел к этому выводу, подробно изложены в решении и суд апелляционной инстанции с ними соглашается.

Другие доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу не опровергают установленные по делу обстоятельства.

Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, суд считает решение мирового судьи законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ к его отмене, в том числе и по мотивам жалобы.      

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 -330 ГПК РФ, суд

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 3 г. Кандалакша с подведомственной территорией Мурманской области от 17 ноября 2010 года по иску Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» к Лупкину Александру Петровичу, Лупкиной Тамаре Викторовне, ФИО о взыскании задолженности по квартирной плате и коммунальным платежам оставить без изменения, апелляционную жалобу Лупкина Александра Петровича без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья:                                                                        Н.Ф.Пахарева