об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-995/10 Мотивированное решение изготовлено

21 июля 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2010 года

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Герасимова В.В.,

при секретаре Дорониной В.М.,

с участием военного прокурора Кандалакшского гарнизона Малец А.С.,

ответчиков - представителя ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Скабина В.О., представителя ФГУ Алакурттинская КЭЧ района Деревянко А.Н.,

третьего лица: представителя ОГПН г.Кандалакша Григорьева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кандалакша исковое заявление Военного прокурора Кандалакшского гарнизона в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ: третье лицо ОГПН г.Кандалакша УГПН МЧС России по Мурманской области, об обязании начальника Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно, не эксплуатировать помещения указанного учреждения культуры, до момента устранения выявленных нарушений, то есть до установки автоматической пожарной сигнализации, указанные в акте проверки ОГПН г.Кандалакша № от 21.04.2010 г.; запретить Федеральному государственному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ деятельность по эксплуатации помещений учреждения, до момента устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.

у с т а н о в и л :

Военный прокурор Кандалакшского гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ: третье лицо ОГПН г.Кандалакша УГПН МЧС России по Мурманской области, об обязании начальника Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно, не эксплуатировать помещения указанного учреждения культуры, до момента устранения выявленных нарушений, то есть до установки автоматической пожарной сигнализации, указанные в акте проверки ОГПН г.Кандалакша № от 21.04.2010 г.; запретить Федеральному государственному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ деятельность по эксплуатации помещений учреждения, до момента устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В обосновании иска указал, в декабре 2009 года в ходе проверки выявлены нарушения требований ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказов Министра обороны РФ 1995 г. № 332 «Об организации противопожарной защиты и местной обороны в ВС РФ», ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», ПУЭ «Правил устройства электроустановок» допущенные начальником Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ (далее по тексту ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» или Дом офицеров) ФИО6

Контрольной проверкой ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона», проведенной 21 апреля 2010 года установлено, что выявленные ранее нарушения требований Федерального законодательства устранены частично. В нарушение п.п.5.1.2, 9.3 «Правил пожарной безопасности для учреждений культуры» введенных в действие Приказом Министра культуры РФ от 01.11.1994 г. № 736, здание Дома офицеров, не смотря на требование военного прокурора, автоматической пожарной сигнализацией не оборудовано.

В нарушение пп.1.28.1 «Правил пожарной безопасности для учреждений культуры» начальником ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона», неоднократно допускалось проведение массовых мероприятий при отсутствии пожарной сигнализации. За одну календарную неделю Дом офицеров посещают 184 человека, в том числе дети, посещающие различные танцевальные кружки и дискотеки. Выявленные нарушения являются существенными и свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью посетителей Дома офицеров при возможном возникновении пожара.

В соответствии с п.1 ст.1063 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В связи с изложенным военный прокурор просит: обязать начальника Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ ФИО6 устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно не эксплуатировать помещения указанного учреждения культуры, до момента устранения выявленных нарушений, а именно до установки автоматической пожарной сигнализации, указанных в акте проверки ОГПН г.Кандалакша № от 21.04.2010 г. Запретить Федеральному государственному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ, деятельность по эксплуатации помещений учреждения, до момента устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

По ходатайству помощника военного прокурора, определением суда от 15.06.2010 года в качестве соответчика было привлечено по данному делу ФГУ Алакурттинская КЭЧ района.

В судебном заседании военный прокурор Малец А.С. уточнил исковые требования, и в дополнение к заявленным в исковом заявлении требованиям, просил запретить ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» деятельность по эксплуатации помещений учреждения до момента устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Возложить обязанность по финансированию и установке автоматической пожарной сигнализации на ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» и ФГУ Алакурттинская КЭЧ района в солидарном порядке.

Представитель ответчика - ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Скабин В.О. иск не признал и пояснил суду, что здание Дома офицеров находится в оперативном управлении ФГУ «Алакурттинская квартирно-эксплуатационная часть района» Ленинградского военного округа (далее Алукурттинская КЭЧ района). Дом офицеров не является арендатором этого здания, они осуществляют в нем свою деятельность на основании приказа командующего ЛенВО. Отделом госпожнадзора и ранее проводились проверки нарушений правил пожарной безопасности в Доме офицеров, на которые они немедленно реагировали. Они неоднократно направляли в Алакурттинскую КЭЧ заявки на установку в здании пожарной сигнализации, на обработку конструкций огнезащитным составом. КЭЧ не отказывала им в проведении данных работ, но ссылалась на отсутствие финансирования. В 2009г. был намечен объем работ по установке пожарной сигнализации, произведены соответствующие замеры. После этого КЭЧ сообщила, что работы по установке пожарной сигнализации и обработке деревянных конструкций включены в план распределения денежных средств на 2010 год. Прочие нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, устранены ими частично своими силами, за счет собственных средств. На совместном совещании руководства Алакурттинской КЭЧ и ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» обсуждался и согласовывался вопрос об установке автоматической пожарной сигнализации, т.к. самостоятельно приобрести и установить автоматическую систему пожарной сигнализации они не могут в связи с отсутствием денежных средств. По применению кодов бюджетной классификации расходы, связанные с работами, услугами по содержанию имущества, относятся по ст. 225 согласно письма Министерства финансов РФ от 05.02.2010г. Так как здание, в котором расположен Дом офицеров, находится в оперативном управлении Алакурттинской КЭЧ, денежные средства на данную статью расходов непосредственно им не выделяются, а также не могут быть предусмотрены сметой расходов по приносящей доход деятельности.

На дополнительно заданный вопрос пояснил, что исковые требования не признают, так как не считают себя надлежащим ответчиком. Здание Дома офицеров находится в оперативном управлении Алакурттинской КЭЧ, ремонтные работы и обслуживание здания производит КЭЧ, в связи с чем полагает, что эта организация и должна осуществить финансирование и установку автоматической пожарной сигнализации.

Представитель ответчика - ФГУ Алакурттинская КЭЧ района Деревянко А.Н. иск не признал и пояснил суду, что квартирно-эксплуатационная часть является структурным подразделением квартирно- эксплуатационного управления (КЭУ) военного округа. Все вопросы, связанные с эксплуатацией имущества Алакурттинская КЭЧ обязана согласовывать с КЭУ округа. Здание Дома офицеров в ... действительно находится в оперативном управлении КЭЧ, но имущество и оборудование в установленном порядке закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Согласно Положения о квартирно-эксплуатационной службе, утверждённого приказом Минобороны от 22.02.1977г. за № 75, руководители учреждений осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в РФ, утверждённые приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. за № 313 гласят, что руководители должны принимать меры к тому, чтобы вверенные им объекты имели систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара. Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» также обязывает руководителей предприятий, организаций соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Так как высшим руководством ФГУ Алакурттинской квартирно-эксплуатационной части, является квартирно-эксплуатационное управление ЛенВО, то руководитель гарнизонного Дома офицеров вправе обратиться в КЭУ с требованием о выделении средств на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации. Таким образом, заявки на выделение противопожарных средств в воинские гарнизоны рассматривает квартирно-эксплуатационная служба КЭУ, средства выделяются по линии Министерства обороны. Руководитель «Дома офицеров Алакурттинского гарнизона» в КЭУ ЛенВО с такой заявкой не обращался. В данном случае рассматривается вопрос об установке автоматической системы пожарной безопасности в военном учреждении культуры. Согласно Инструкции о пожарной безопасности в Домах офицеров и клубах Вооружённых Сил РФ противопожарной защитой учреждения руководит начальник противопожарной службы, там, где штатом такая должность не предусмотрена, данная обязанность возлагается на одного из работников Дома офицеров по совместительству. В Алакурттинском Доме офицеров такая должность не предусмотрена, ни на кого из работников не возложена, значит, сам руководитель должен отвечать за пожарную безопасность учреждения. КЭЧ полагает, что ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» может своими силами установить автоматическую пожарную сигнализацию за счёт своих бюджетных и внебюджетных средств, также использовав доходы от платных форм культурной деятельности. Вторым способом получения средств на установку автоматической пожарной сигнализации может быть запрос целевых денежных средств в Северо-Западном КЭУ. Алакурттинская КЭЧ направляла заявки в Северо-Западное КЭУ о выделении денежных средств непосредственно для выполнения работ по установке автоматической пожарной сигнализации в Доме офицеров. В 2009г. финансирование на эти работы отсутствовало. В 2010 году в план распределения денежных средств на текущий ремонт объектов Алакурттинская КЭЧ включила работы по установке пожарной сигнализации и обработке деревянных конструкций чердачных помещений здания Дома офицеров. По мере выделения денежных средств из КЭУ данные работы будут выполнены.

Представитель ОГПН г.Кандалакша Григорьев В.А. иск военного прокурора поддержал и пояснил, что учреждение культуры - Дом офицеров посещают люди, они не должны подвергаться опасности, которая может возникнуть при пожаре. При этом опасность представляет не только источник открытого огня, но и задымление помещений. Проверка гарнизонного Дома офицеров была проведена представителем ОГПН совместно с представителем военной прокуратуры. Основными нарушениями являются: отсутствие автоматической пожарной сигнализации, отсутствие системы оповещения людей о пожаре, а также не проведена огнезащитная обработка конструкций чердачного помещения, сценической коробки, драпировки. На дополнительный вопрос пояснил, что установка пожарной сигнализации возможна поэтапно, то есть частями.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев представленные материалы, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 1 ст.1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 315 Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утверждены нормы пожарной безопасности, введенные в действие с 30 июня 2003 г.

В пункте 9 таблицы 1 приложения к приказу МЧС России № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) установлено, что здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

В Приложении к НПБ 110-03, в разделе III, таблица № 3, в п.30.3 указано, что в зданиях культурно-зрелищного назначения: клубах со сценами размерами 18 x 9; 21 x 12 при вместимости зрительного зала более 700 мест, со сценами 18 x более 700 мест, со сценами 18 x12 и 21 x 15 независимо от вместимости, а также в театрах, должна быть установлена автоматическая пожарная сигнализация.

В суде установлено и сторонами не оспаривается, что помещения ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона», в нарушение требований Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказа Министра обороны РФ 1995 г. № 332 «Об организации противопожарной защиты и местной обороны в ВС РФ», ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 315, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Данное обстоятельство усматривается из предписания военного прокурора начальнику Дома офицеров, исх.3 7\887 от 15.04.2010 г.; письмом ОГПН г.Кандалакша военному прокурору Кандалакшского гарнизона о выявленных нарушениях правил пожарной безопасности в Доме офицеров.

При этом сторонами не оспаривается, что в нарушение требований пожарной безопасности, в Доме офицеров правила пожарной безопасности не соблюдаются, в частности отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что ставит под угрозу жизнь и здоровье посещающих Дом офицеров граждан и детей.

Согласно Устава Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ, Дом офицеров является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с абз. п. 23.4 Устава, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

Поэтому требования военного прокурора, не эксплуатировать помещения указанного учреждения культуры, до устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, а именно до установки автоматической пожарной сигнализации, указанные в акте проверки ОГПН г.Кандалакша № от 21.04.2010 г, является законным и обоснованным. В то же время, указанное в резолютивной (просительной) части иска второе требование «запретить Федеральному государственному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ, деятельность по эксплуатации помещений учреждения, до момента устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности», является синонимом первому, поскольку требование не эксплуатировать учреждение до устранения нарушение правил пожарной безопасности и запрет деятельности по эксплуатации здания по существу являются идентичными, в связи с чем суд рассматривает данное требование как единое, направленное на запрет эксплуатации здания до устранения указанных нарушений пожарной безопасности до установки пожарной сигнализации. Безусловно, такой запрет может быть наложен непосредственно на администрацию Дома офицеров, которая непосредственно осуществляет эксплуатацию помещений указанного здания.

Признавая заявленное требование о выявленных нарушения правил пожарной безопасности, по существу между соответчиками возник спор только о том, кто должен обеспечить финансирование и установку в помещениях Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ, автоматической пожарной сигнализации.

В судебном заседании установлено, что ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» - бюджетная организация, финансируемая из федерального бюджета. Распорядителем денежных средств, поступающих из федерального бюджета является Ленинградский военный округ, в лице Финансово-экономического управления (ФЭУ ЛенВО), о чем заявил представитель Алакурттинской КЭЧ района. В то же время распорядителем финансовых средств поступающих из Федерального бюджетного учреждения - ФЭУ ЛенВО, в ... является Федеральное государственное учреждение «Алакурттинская квартирно - эксплутационную часть района Ленинградского военного округа» Министерства обороны РФ.

Данное обстоятельство подтверждается представленными военным прокурором к исковому заявлению документами, а именно, многочисленными заявками начальника Дома офицеров на имя начальника Алакурттинской КЭЧ района на установку автоматической пожарной сигнализации и выделение иных средств пожаротушения (в т.ч. огнетушителей) (исх.190 от 23.09.2008 г., исх.№ 64 от 01ю04.2009 г., исх № 221 от 16.11.2009 г., исх № 105 от 29.05.2009 г., исх № 41 от 22.03.2010 г., исх. № 94 от 18.05.2010 г.)

Письмами начальника Алакурттинской КЭЧ района на имя начальника ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона», о включении работ по устранению недостатков по требованию пожарной безопасности в планы работ по устранению нарушений пожарной безопасности и установлению автоматической пожарной сигнализации (исх.3915 от 25.09.2008 г., исх. № 1002 от 02.06.2009 г., исх № 2397 от 23.11.2009 г.), что является подтверждением принятых обязательств по финансированию Алакурттинской КЭЧ района указанных работ в Доме офицеров.

На имя начальника Северо-Западного КЭУ из ФГУ Алакурттинской КЭЧ района направлялось письмо, исх. № 927 от 26.05.2009 года, о выделении во исполнение Приказов Минобороны России № 322, № 325 денежных средств, в том числе для установки автоматической пожарной сигнализации в в/г 5: инв.№ 224 ГДО (гарнизонный дом офицеров) 1080.00 тыс.руб.

В письме на имя начальника ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» подписанного начальником Алакурттинской КЭЧ района, исх.№ 982 от 25.05.2010 года, сообщается, что в план распределения денежных средств на текущий ремонт объектов ФГУ Алакурттинской КЭЧ района на 2010 год, включены работы по установке автоматической пожарной сигнализации и обработке деревянных конструкций чердачных помещений здания Дома офицеров и указан объем выделяемых денежных средств на установку автоматической пожарной сигнализации в размере 1080.00 тыс.руб.

В представленном Плане распределения денежных средств по ст.225 на текущий ремонт объектов Алакурттинской КЭЧ района на 2010 год, предусмотрено на текущий ремонт на 2010 год выделение на установку автоматической пожарной сигнализации здания дома офицеров инв.№ в/г №, финансирования в размере1080.00 тыс.руб., исполнитель работ - тендер.

Представитель Алакурттинской КЭЧ района заявляя о непризнании исковых требований, в судебном заседании пояснил, что в 2010 году в план распределения денежных средств на текущий ремонт объектов Алакурттинская КЭЧ включила работы по установке пожарной сигнализации и обработке деревянных конструкций чердачных помещений здания Дома офицеров. По мере выделения денежных средств из КЭУ данные работы будут выполнены. Данное заявление по мнению суда является признанием в этой части заявленных исковых требований.

Давая анализ представленным документа, суд приходит к выводу, что именно ФГУ Алакурттинской КЭЧ района, в оперативном управлении которого находится здание Дома офицеров и является надлежащим ответчиком по дополнительному требованию заявленному военным прокурором в суде, а именно, о возложении обязанности по финансированию и установке автоматической пожарной сигнализации в Доме офицеров. В этой части, суд находит требования военного прокурора обязать ФГУ Алакурттинской КЭЧ района финансирование и установку в помещениях Дома офицеров автоматической пожарной сигнализацией, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требование военного прокурора возложить обязанность по финансированию и установке автоматической пожарной сигнализации на ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» и ФГУ Алакурттинская КЭЧ района в солидарном порядке, удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства, чего в судебном заседании не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ

р е ш и л :

Обязать Федеральное государственное учреждение «Алакурттинская квартирно - эксплутационную часть района Ленинградского военного округа» Министерства обороны РФ обеспечить финансирование и установку в помещениях Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ, автоматической пожарной сигнализации.

Запретить Федеральному государственному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» Министерства обороны РФ деятельность по эксплуатации помещений указанного учреждения культуры, до устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, а именно, до установки автоматической пожарной сигнализации.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы в Кандалакшский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.В.Герасимов