об обязании обеспечения проведения инвентаризации выбросов вредных веществ



Дело № 2-1557

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Вериной О.И.,

при секретаре Голышкиной Г.В.,

с участием:

помощника прокурора г. Кандалакши Шевердовой Н.А.,

представителя ФБУ ИК-20 УФСИН по Мурманской области Шеховцова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,

к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 20»

Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области,

третье лицо- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области

о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу,

установил:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 20» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее по тексту ФБУ ИК-20) о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести их инвентаризацию, получить разрешение на выброс, оформить паспорт на опасные отходы. Требования мотивировал тем, что ФБУ ИК-20 имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: котельная, два открытых склада хранения угля, кузница, деревообрабатывающий цех, автотранспорт. Суммарный выброс загрязняющих веществ ответчика за 1 полугодие 2009 года составил 68,251 тонн. При проверке соблюдения ответчиком требований природоохранного законодательства выявлены нарушения, а именно проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан, выброс вредных веществ осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и их источников не проведена, паспорт опасных отходов не составлен.

В судебном заседании помощник прокурора Шевердова Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Шеховцов В.В. заявил о согласии с заявленными требованиями, пояснил, что действительно ФБУ ИК-20 имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, перечисленные прокурором, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан, разрешение на выброс не получено, инвентаризация выбросов и их источников не проведена, паспорт опасных отходов не составлен по причине отсутствия соответствующего финансирования на данные цели, внебюджетных средств у ответчика не имеется. Просил установить срок устранения нарушений и исполнения решения суда до 01 апреля 2011 года.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области в судебное заседание не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили заявление, в котором просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, указав, что исковые требования прокуратуры поддерживают.

Суд, заслушав помощника прокурора Шевердову Н.А., представителя ФБУ ИК-20 Шеховцова В.В., изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу п. 2 ст. 16 вышеприведенного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

По правилам п. 4 ст. 23 указанного закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Статьей 22 и 30 данного закона предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

По правилам ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт таких отходов составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

В судебном заседании установлено, лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, материалами дела подтверждено, что ФБУ ИК-20 имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: котельная, два открытых склада хранения угля, кузница, деревообрабатывающий цех, автотранспорт. Согласно форме 2-ТП-воздух суммарный выброс загрязняющих веществ ответчика за 1 полугодие 2009 года составил 68,251 тонн. Кроме того, в соответствии с лимитами на размещение отходов в ФБУ ИК-20 образуется 27 видов отходов.

При проверке прокурором соблюдения ответчиком требований природоохранного законодательства были выявлены следующие нарушения: проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан; выброс вредных веществ осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения; инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и их источников не проведена, паспорт опасных отходов (обтирочный материал, загрязненный маслами с содержанием масел 15% и более) не составлен.

Анализируя изложенное, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора, полагает возможным согласиться с заявленным сроком и обязать ФБУ ИК-20 в срок до 01 декабря 2010 года принять меры по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу и их источников; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; оформить паспорт на образующиеся отходы - обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более).

Срок исполнения решения суда, предложенный ответчиком - до 01 апреля 2011 года, по мнению суда, не обоснован, не обеспечивает безусловное исполнение решения к данному сроку, доказательства выделения денежных средств на финансирование вышеперечисленных мероприятий, учитывая позицию ФСИН России, отраженную в письме от 07 июня 2010 года л.д. 23), а также длительность периода нарушения природоохранного законодательства ФБУ ИК-20, суду не представлены.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

П.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины 200 рублей для физических лиц при подаче искового заявления неимущественного характера.

Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 20» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области в срок до 01 декабря 2010 года разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу и их источников; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; оформить паспорт на образующиеся отходы - обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более).

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 20» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.

Судья: О.И. Верина