Дело № 2- 2079
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2010 года
г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области
в составе:
судьи Филипповой М.Е.,
при секретаре Васильевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Копусова Сергея Алексеевича,
к администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района
о предоставлении жилого помещения,
установил:
Копусов С.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района о внеочередном предоставлении жилья. В обоснование иска указал, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как его отец умер в дд.мм.гг. г., мать по решению Кандалакшского городского суда от 28 февраля 2002 года была лишена родительских прав. Постановлением главы муниципального образования г. Кандалакши и территории, подчинённой городской администрации, № от 30 ноября 2001 г. он был направлен в детский дом № ..., затем обучался в ..., затем в ..., в 2008 г. закончил обучение, вернулся в посёлок для постоянного проживания, жил у бабушки, с 25 мая 2009 г. проходил службу в рядах Российской армии, в настоящее время вернулся из армии, проживает в поселке. Постановлением администрации п. Зеленоборский № от 27 февраля 2002 г. ему гарантировано предоставление жилой площади в поселке, но жильем до настоящего времени он не обеспечен. Просит обязать ответчика предоставить ему жилое помещение вне очереди.
В судебное заседание Копусов С.А. не явился, извещен судом о дате, времени и месте рассмотрения заявления надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.
Представители администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района в судебное заседание не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили в суд заявление, в котором просили дело рассмотреть в их отсутствие на усмотрение суда.
Орган опеки и попечительства администрации муниципального образования Кандалакшский район письменным сообщением подтвердил, что истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.
Изучив материалы дела, суд признаёт иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), действующего с 01 марта 2005 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предусмотрено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства).
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 4 Закона Мурманской области №568-01-ЗМО от 28.12.2004 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по состоянию на 1 января 2005 года и позднее указанного срока, сохраняется право на обеспечение вне очереди жилой площадью по достижении ими 23-летнего возраста при условии их своевременного обращения в органы местного самоуправления и непредоставления им жилья до достижения возраста 23-х лет по обстоятельствам, от данных лиц не зависящим (абзац введен Законом Мурманской области от 10.05.2006 N 750-01-ЗМО).
Ч. 2 ст. 4 названного Закона предусмотрено, что Порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Правительством Мурманской области.
Порядком обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 17.02.2005 г. № 46-ПП (далее Порядок) установлено, что дополнительные гарантии по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление, первичный учет и избрание формы устройства которых осуществлялось на территории Мурманской области, обеспечиваются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, принявшие решение о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевших жилое помещение, под опеку (попечительство) граждан, на воспитание в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
обеспечивают гарантию их права собственности и право пользования жилым помещением обеспечивают вне очереди жилым помещением площадью не ниже социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Мурманской области, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевших закрепленное жилое помещение (п.п.1 и 2 п. 3.1 Порядка);
издают муниципальный правовой акт о гарантии предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, имевшим закрепленные жилые помещения, в случае невозможности возвращения в них при наличии одного из предусмотренных жилищным законодательством обстоятельств, в том числе если на одного проживающего в жилом помещении гражданина приходится менее учетной нормы площади жилого помещения (п.п. 3 п. 3.2 Порядка).
В судебном заседании установлено, что Копусов С.А., дд.мм.гг. года рождения, относится к числу лиц, оставшихся сиротами в несовершеннолетнем возрасте, его отец ФИО2 умер в дд.мм.гг. г. (запись акта о регистрации смерти № от дд.мм.гг. г. отдел ЗАГС ... области), мать - ФИО1, решением Кандалакшского городского суда от 28 февраля 2002 года лишена родительских прав в отношении сына.
Постановлением администрации муниципального образования город Кандалакши с подведомственной территорией №1179 от 30 ноября 2001 г. за несовершеннолетним закреплено право на жилую площадь по адресу: ....
Постановлением управления Зеленоборского поселкового территориального округа от 27 февраля 2002 г. № в связи с признанием дома № по ... непригодным для проживания, его разбором и списанием, постановлено предоставить Копусову С.А. жилую площадь в пос. Зеленоборский по достижению совершеннолетия и выходу из государственного учреждения.
В судебном заседании установлено, что истец, как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не включен во внеочередной список граждан на получение жилого помещения, Копусову С.А. в предоставлении жилья во внеочередном порядке отказано по тому основанию, что благоустроенное жилье в первую очередь предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по решению суда. Сведения о наличии у истца жилья в собственности суду не предоставлены.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, ст. 57 ЖК РФ, Закон Мурманской области №568-01-ЗМО от 28.12.2004 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются нормами прямого действия и подлежат непосредственному применению.
Принимая решение, суд учитывает, что нормами ч. 3 ст. 60, ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Законом Мурманской области от 28.12.2004 г. №568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Порядком обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 17.02.2005 г. № 46-ПП, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставилось и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, и от времени постановки их на учет, данные статьи также не содержат положений о предоставлении жилой площади в порядке очередности.
Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.
В силу п. 5 вышеназванного Порядка, жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются на территории муниципального района (городского округа), где им был установлен юридический статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Предоставляемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь площадь не ниже социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Мурманской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Зеленоборский установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые может совершить только ответчик, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу в общий срок исполнения судебного решения, обязанность по обеспечению Копусова С.А. жилым помещением возлагается на администрацию муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить, обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района предоставить Копусову Сергею Алексеевичу вне очереди благоустроенное, применительно к условиям поселка Зеленоборский, отдельное жилое помещение, находящееся в черте поселка, жилой площадью не менее 14 кв. метров.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней.
Судья М.Е. Филиппова