о признании назначения минимальной величины пособия незаконным



Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2010 года.

Дело № 2-2316/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Вериной О.И.,

при секретаре Голышкиной Г.В.,

с участием:

помощника прокурора г. Кандалакши Шевердовой Н.А., истицы Шудеговой А.А., представителя ответчика Хухаревой Ж.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора г. Кандалакши в интересах Шудеговой Анастасии Александровны

к Государственному областному учреждению Центру занятости населения города Кандалакша

о признании действий незаконными, назначении пособия по безработице,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центру занятости населения г. Кандалакша (далее - ответчик, ЦЗН) о признании действий незаконными, назначении пособия по безработице, просит суд признать действия ответчика в части назначения истице пособия по безработице в размере минимальной величины пособия незаконными; обязать назначить истице пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование требований указал, что Шудегова А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к указанной выше категории лиц. 05 марта 2010 года она обратилась к ответчику и была поставлена на учет как безработная, состояла на учете с 05 марта 2010 года по 28 мая 2010 года, снята с учета в связи с трудоустройством. Пособие по безработице было ей назначено на общих основаниях, т.е. сроком на 6 месяцев, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на районный коэффициент 40%, что составляло 1190 руб.

Ссылаясь на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» считает, что истица имеет право на получение пособия в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области. Однако, при обращении истицы к ответчику в марте 2010 года ей было отказано в назначении пособия как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она не относилась к числу лиц, ищущих работу впервые, так как ранее работала в трудовых бригадах. Между тем, трудовой договор с истицей не заключался, трудовая книжка не заводилась, а потому указанная работа не может быть признана лишающей статуса Шудеговой А.А. лица, впервые ищущего работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и должна расцениваться как оказание социальной поддержки и трудовая адаптация несовершеннолетнего.

В судебном заседании помощник прокурора Шевердова Н.А. уточнила исковые требования, просила обязать ЦЗН произвести перерасчет пособия по безработице Шудеговой А.А., выплаченного в период с 05 марта 2010 года по 28 мая 2010 года, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», данные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Шудегова А.А. исковые требования прокурора г. Кандалакши поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Хухарева Ж.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве на него, заявив, что Шудегова А.А. является повторно обратившейся к ответчику с целью поиска работы, так как первый раз обращение зарегистрировано 29 мая 2009 года. В период с 01 июня 2009 года по 30 июня 2009 года она была трудоустроена <данные изъяты> в МОУ <данные изъяты> согласно договору от 01 июня 2009 года № 22, заключенному между ЦЗН и МОУ <данные изъяты> «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул».

Заслушав помощника прокурора Шевердову Н.А., истицу Шудегову А.А., представителя ответчика Хухареву Ж.Б., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

По правилам п. 7 Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развитая Российской Федерации от 10 февраля 1998 года № 5, детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно - климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами.

По правилам ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Шудегова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была воспитанницей <данные изъяты> в период с 14 декабря 1998 года по 26 августа 2009 года находилась на полном государственном обеспечении.

По правилам ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, в частности, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

В соответствии со ст. 4 названного Закона подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан, в том числе, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности).

Ст. 24 Закона предусмотрено, что органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.

В соответствии с Положением об организации общественных работ (п. 2, п. 4, п. 5), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875, под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы проводятся в организациях по договорам. Общественные работы призваны обеспечивать: осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Судом установлено, что в период с 31 мая 2008 года по 29 июня 2008 года Шудегова А.А. работала <данные изъяты> в <данные изъяты>» согласно договору от 31 мая 2008 года № 26, заключенному между ЦЗН и <данные изъяты> «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул».

В период с 01 июня 2009 года по 30 июня 2009 года истица также работала <данные изъяты> в <данные изъяты>» согласно договору от 01 июня 2009 года № 22, заключенному между ЦЗН и <данные изъяты> «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул».

По сообщению ответчика Шудегова А.А. состояла на учете в ЦЗН с 05 марта 2010 года по 28 мая 2010 года, снята с учета в связи с трудоустройством. Обращение истицы в ЦЗН 05 марта 2010 года было расценено ответчиком как повторное обращение с целью поиска работы, так как первое её обращение зарегистрировано 29 мая 2009 года в связи с организацией временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул, с чем нельзя согласиться.

Из заявления - анкеты, оформленной истицей 29 мая 2009 года, следует, что она просила о временном трудоустройстве. При этом следует учесть, что самостоятельно в ЦЗН в поисках подходящей работы истица не обращалась, указанное заявление оформляла в детском доме. Представитель ответчика подтвердила, что ответчиком был организован выезд в детский дом сотрудника ЦЗН для предоставления детям возможности оформления заявлений-анкет на месте.

Заявление-анкета является документом, необходимым для получения несовершеннолетними гражданами государственной услуги по организации их временного трудоустройства, что установлено Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Данный регламент утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 28 июня 2007 года № 449.

В материалах дела представлена карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, на имя Шудеговой А.А., из которой следует, что истица обратилась к ответчику 29 мая 2009 года, была направлена на временную работу в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, карточка персонального учета закрыта 01 июня 2009 года по причине трудовой адаптации, лицевой счет также закрыт.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что решений о постановке Шудеговой А.А. на учет и снятии с учета в указанный период не принималось, пособие по безработице, начиная с 29 мая 2009 года ей не назначалось и не выплачивалось, также не выплачивалось и в период её временного трудоустройства, т.е. в период выполнения общественных работ. Подходящая работа Шудеговой А.А. не предлагалась. Тогда как в силу вышеприведенной нормы Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (ст.24) в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.

Установленные обстоятельства позволяют суду придти к выводу о том, что 29 мая 2009 года истица не обращалась к ответчику именно в целях поиска подходящей работы, на учете в качестве безработной не состояла. Таким образом, Шудегова А.А. фактически впервые обратилась в ЦЗН в целях поиска подходящей работы только 05 марта 2010 года. При таких обстоятельствах, учитывая, что истица до 05 марта 2010 года не обращалась в ЦЗН в целях поиска работы, а впервые обратилась только 05 марта 2010 года суд считает, что истица до постановки её на учет в марте 2010 года являлась безработной, лицом, ищущим работу впервые.

С учетом изложенного, суд считает, что истица имела в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите дет сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Также, по мнению суда, заслуживают внимания доводы прокурора о том, что отношения между Шудеговой А.А. и <данные изъяты> в период её работы в трудовой бригаде нельзя признать трудовыми. Трудовой договор (в том числе срочный) с истицей не заключался, трудовая книжка не заводилась, приказы о её приеме и увольнении не издавались, заявления о приёме на работу и увольнении Шудеговой А.А. не оформлялись. В трудовую бригаду Шудегова А.А. была включена приказом директора <данные изъяты> от 29 мая 2009 года № 33 «О создании трудовой бригады».

Согласно ст. 69 и 266 Трудового кодекса Российской Федерации лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).

Документы, подтверждающие проведение в отношении истицы медицинского обследования при поступлении в трудовую бригаду, суду не представлены, исходя из пояснений лиц, участвующих в деле, медицинский осмотр несовершеннолетней Шудеговой А.А. не проводился.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности назначения Шудеговой А.А. пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице в период с 05 марта 2010 года. При указанных обстоятельствах суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению, истице должен быть произведен перерасчет пособия по безработице, выплаченного в период с 05 марта 2010 года по 28 мая 2010 года, а именно как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить, обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения города Кандалакша произвести перерасчет пособия по безработице Шудеговой Анастасии Александровне, выплаченного в период с 05 марта 2010 года по 28 мая 2010 года, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: О.И. Верина