Дело № 2-2564/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2010 года г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Вериной О.И.,
при секретаре Голышкиной Г.В.,
с участием: помощника прокурора г. Кандалакши Шевердовой Н.А.,
истицы Фоминой Г.И., представителя ответчика Хухаревой Ж.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуПрокурора г. Кандалакши в интересах Фоминой Галины Игоревны
к Государственному областному учреждению Центру занятости населения города Кандалакша
о признании действий незаконными, назначении пособия по безработице,
установил:
Прокурор г. Кандалакши в интересах Фоминой Г.И. обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центру занятости населения г. Кандалакша (далее - ответчик, ЦЗН), просит суд: признать незаконными действия ответчика в части назначения истице пособия по безработице в размере минимальной величины пособия; обязать назначить Фоминой Г.И. пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование требований указал, что Фомина Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к указанной выше категории лиц. 08 июля 2010 года она обратилась к ответчику и была поставлена на учет как безработная, состоит на учете по настоящее время. Пособие по безработице ей назначено на общих основаниях, т.е. сроком на 6 месяцев, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на районный коэффициент 40%. Ссылаясь на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» считает, что истица имеет право на получение пособия в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области. Однако, при обращении к ответчику в июле 2010 года ей было отказано в назначении пособия как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она не относилась к числу лиц, ищущих работу впервые, так как ранее работала в трудовых бригадах. Между тем, трудовой договор с истицей не заключался, трудовая книжка не заводилась, а потому указанная работа не может быть признана работой, лишающей Фомину Г.И. статуса лица, впервые ищущего работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и должна расцениваться как оказание социальной поддержки и трудовая адаптация несовершеннолетнего.
В судебном заседании помощник прокурора Шевердова Н.А. уточнила исковые требования, просила обязать ЦЗН назначить Фоминой Г.И. с 08 июля 2010 года пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», произвести перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с 08 июля 2010 года, на данных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Фомина Г.И. исковые требования прокурора г. Кандалакши поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Хухарева Ж.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве, представленном суду. Заявила, что Фомина Г.И. является повторно обратившейся в ЦЗН с целью поиска работы, так как первый раз обращение зарегистрировано 13 сентября 2007 года. В период с 13 сентября 2007 года по 12 октября 2007 года истица была трудоустроена <данные изъяты> согласно договору от 13 сентября 2007 года №, заключенному между ЦЗН и <данные изъяты> «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время».
Заслушав помощника прокурора Шевердову Н.А., истицу Фомину Г.И., представителя ответчика Хухареву Ж.Б., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
По правилам п. 7 Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развитая Российской Федерации от 10 февраля 1998 года № 5, детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно - климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Фомина Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в Муниципальном образовательном учреждении <данные изъяты>, обучалась в Муниципальном образовательном учреждении <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении.
В период с 30 апреля 2007 года по 29 мая 2007 года, с 13 сентября 2007 года по 12 октября 2007 года Фомина Г.И. работала <данные изъяты> согласно договору от 30 апреля 2007 года №, заключенному между ЦЗН и <данные изъяты> «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время» и договору между ЦЗН и <данные изъяты> от 13 сентября 2007 года № «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время».
По правилам ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом.
В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.
Согласно ст. 69 и 266 Трудового кодекса Российской Федерации лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).
В судебном заседании установлено, что трудовой договор, в том числе и срочный, с истицей не заключался, трудовая книжка не заводилась, заявления о приёме на работу и увольнении Фоминой Г.А. не оформлялись. В трудовую бригаду Фомина Г.И. включалась приказом директора <данные изъяты> от 25 апреля 2007 года № «О создании трудовых бригад». При этом следует отметить, что сам по себе приказ директора <данные изъяты> от 12 сентября 2007 года № «О приеме на работу» со ссылкой на договор, заключенный между данной школой и ЦЗН о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, при установленных судом обстоятельствах, не является самостоятельным основанием для отказа в иске. Документы, подтверждающие проведение в отношении истицы медицинского обследования при поступлении в трудовую бригаду, суду не представлены, исходя из пояснений лиц, участвующих в деле, медицинский осмотр несовершеннолетней Фоминой Г.И. не проводился.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и п.п. 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Согласно п. 4 вышеприведенного Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы, данные лица, ищущие работу впервые, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.
По сообщению ответчика Фомина Г.И. состоит на учете в ЦЗН с 08 июля 2010 года по настоящее время. Обращение истицы в ЦЗН 08 июля 2010 года было расценено ответчиком как повторное обращение с целью поиска работы, так как первые обращения зарегистрированы в связи с организацией временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул, с чем нельзя согласиться.
Принимая решение, следует отметить, что органы занятости населения в соответствии с возложенными на них полномочиями проводят работу по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, включая граждан из вышеперечисленной категории. Трудоустройство осуществляется на основании срочных трудовых договоров, заключаемых с работодателями. Запись о периодах трудовой деятельности вносится в трудовые книжки несовершеннолетних граждан.
В судебное заседание ответчиком не представлены объективные данные о том, что Фомина Г.И. обращалась с письменным заявлением в ЦЗН в целях поиска подходящей работы до 08 июля 2010 года, такие сведения отсутствуют и в материалах дела.
Судом установлено, что истица впервые лично обратилась в ЦЗН в целях поиска работы только 08 июля 2010 года, на указанную дату трудовая книжка в отношении истицы не заводилась. Таким образом, принимая во внимание, что Фомина Г.И. до 08 июля 2010 года лично не обращалась в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, ранее участвовала только в программе временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, впервые лично с паспортом и документом об образовании (без трудовой книжки) обратилась в ЦЗН в целях поиска подходящей работы лишь 08 июля 2010 года, суд приходит к выводу, что Фомину Г.И. до постановки её на учет в ЦЗН 08 июля 2010 года следует признать безработной, лицом, ищущим работу впервые, ранее не работавшей.
С учетом изложенного, суд считает, что истица в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности назначения Фоминой Г.И. пособия по безработице в размере минимальной величины такого пособия и считает, что истице должно быть назначено пособие по безработице, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также должен быть произведен перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с 08 июля 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить, обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения города Кандалакша назначить Фоминой Галине Игоревне с 08 июля 2010 года пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», произвести перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с 08 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.
Судья: О.И. Верина