о ликвидации общественного объединения



Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2010 года.

Дело № 2-2210/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2010 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Вериной О.И.,

при секретаре Голышкиной Г.В.,

с участием представителя ответчика Винюкова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области

к Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности»

о ликвидации общественного объединения,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее - Управление) обратилось в суд с требованием о ликвидации Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности».

В обоснование иска указало, что 16 января 2000 года Управлением юстиции администрации Мурманской области зарегистрирована Кандалакшская общественная организация «Центр подводной деятельности» (ОГРН №).С момента государственной регистрации и по настоящее время изменения в сведения о Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не вносились. В связи с выявленным налоговой инспекцией в 2004 году несоответствием данных в учредительных документах ответчика и в представленных документах 20 декабря 2002 года в налоговую инспекцию, в части наименования и адреса места нахождения общественного объединения, ответчику было предложено устранить допущенные ошибки и представить пакет документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц точные сведения о наименовании и адресе места нахождения Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности». До настоящего времени нарушение не устранено.

30 ноября 2004 года в адрес Кандалакшского городского суда в отношении Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» было направлено исковое заявление о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность за нарушение требований ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». 04 августа 2005 года направлен отказ от исковых требований по причине устранения выявленных нарушений. 14 октября 2008 года в адрес Кандалакшского городского суда в отношении ответчика вновь направлено исковое заявление о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность по основаниям, предусмотренным ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». 25 декабря 2008 года направлен отказ от исковых требований по причине устранения выявленных нарушений.

25 августа 2009 года в адрес ответчика за нарушение положений ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений норм законодательства Российской Федерации. На ответчика была возложена обязанность в срок до 28 сентября 2009 года представить в Управление информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности, а также документы, содержащие информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании в 2008 году (отчет по форме ОН0003). Требования не были выполнены. Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского административного округа г. Мурманска по делу об административном правонарушении от 27 октября 2009 года Кандалакшская общественная организация «Центр подводной деятельности» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчику назначено наказание в виде административного штрафа.

10 сентября 2009 года в Управление от Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» поступили документы, содержащие информацию об объеме получаемых ими от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании в 2008 году. Однако информация (уведомление) о продолжении деятельности в 2009 году не была представлена.

В настоящее время Кандалакшская общественная организация «Центр подводной деятельности» продолжает нарушать законодательство Российской Федерации. В нарушение требований ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» не представила в Управление отчет по форме ОН0003 за 2009 год и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в 2010 году.

В отношении ответчика с 23 по 28 ноября 2009 года была запланирована документальная проверка соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2008 года.Уведомление о проведении проверки было направлено ответчику, в указанный в уведомлении срок уполномоченные лица некоммерческой организации для проведения проверки не прибыли, документы, необходимые для проведения проверки не представили, в связи с чем, провести проверку деятельности некоммерческой организации не представилось возможным. 03 декабря 2009 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» за нарушение положений ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений норм законодательства Российской Федерации. Управление обязало ответчика в срок до 18 января 2010 года представить письменное мотивированное объяснение о причинах неявки на проверку и неисполнения требований уполномоченного органа, а также обеспечить явку уполномоченных лиц общественного объединения в Управление для согласования нового срока проведения документальной проверки.

С 15 по 22 марта 2010 года в отношении ответчика повторно была запланирована документальная проверка соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2008 года. 04 февраля 2010 года уведомление о проведении проверки направлено ответчику, вручено его представителю. В указанный в уведомлении срок уполномоченные лица некоммерческой организации для проведения проверки не прибыли, документы, необходимые для проведения проверки не представили, в связи с чем, провести проверку деятельности некоммерческой организации не представилось возможным.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского административного округа г. Мурманска по делу об административном правонарушении от 20 апреля 2010 года Кандалакшская общественная организация «Центр подводной деятельности» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчику назначено наказание в виде административного штрафа.

В судебном заседании представители истца не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей. В дополнительно направленном заявлении указали, что в настоящее время требования, содержащиеся в иске, выполнены ответчиком частично, а именно представлены уведомления о продолжении деятельности в 2009-2010 г.г., документы для внесения изменений в Устав. Считают, что оснований предполагать безусловное выполнение ответчиком оставшихся требований, в части предоставления отчета по форме ОН-0003, не имеется, а потому на исковых требованиях настаивают.

Председатель правления Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» Винюков А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, не оспаривая при этом совершение нарушений. Пояснил, что частично требования истца выполнены, в ближайшее время обязался предоставить отчет по форме ОН-0003, указал, что Кандалакшская общественная организация «Центр подводной деятельности» осуществляет деятельность, просил отказать истцу в требованиях о её ликвидации, поскольку оставшееся нарушение устранимо и будет устранено.

Суд, заслушав объяснения Винюкова А.С., изучив материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Ликвидация общественного объединения является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрена статьей 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и статей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Судом установлено, что Кандалакшская общественная организация «Центр подводной деятельности» зарегистрирована в установленном порядке 16 января 2000 года, свидетельство о государственной регистрации № (ОГРН №

Согласно Уставу целью Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» является координация усилий специалистов по изучению подводного мира, всемерному способствованию совершенствования различных видов подводной деятельности и подводного спорта в регионе и методов подводных исследований для достижения культурных, образовательных и научных результатов, развития физической культуры, спорта и иных духовных нематериальных потребностей граждан.

Судом установлено, что 06 декабря 2004 года истец обратился в Кандалакшский городской суд с исковым заявлением о признании Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» прекратившей свою деятельность за нарушение требований ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», а именно за невыполнение требования Управления о предоставлении документов для проведения проверки уставной деятельности некоммерческой организации и уведомления о продолжении своей деятельности (дело №). Определением суда от 15 июля 2005 года данное заявление Управления оставлено судом без рассмотрения.

27 октября 2008 года истец вновь обратился в Кандалакшский городской суд с исковым заявлением о признании Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» прекратившей свою деятельность за нарушение требований ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» (дело №). Определением суда от 25 декабря 2008 года производство по делу было прекращено в связи с отказом истца от иска, отказ мотивирован устранением ответчиком выявленных нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации.

25 августа 2009 года Управлением в адрес ответчика за нарушение положений ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений норм законодательства Российской Федерации. На ответчика была возложена обязанность в срок до 28 сентября 2009 года представить в Управление документы, содержащие информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании в 2008 году (отчет по форме ОН0003). Требования не были выполнены. Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского административного округа г. Мурманска по делу об административном правонарушении от 27 октября 2009 года Кандалакшская общественная организация «Центр подводной деятельности» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, ответчику назначено наказание в виде административного штрафа.

18 января 2010 года ответчик представил истцу документы, содержащие информацию об объеме получаемых ими от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании в 2008 году, о чем в деле представлена указанная информация и расписка уполномоченного органа.

В отношении ответчика Управлением с 23 по 28 ноября 2009 года была запланирована документальная проверка соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2008 года.Однако, в указанный в уведомлении срок уполномоченные лица ответчика для проведения проверки не прибыли, документы, необходимые для проведения проверки не представили, в связи с чем, проверка не была проведена.

С 15 по 22 марта 2010 года в отношении ответчика истцом повторно запланирована документальная проверка соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2008 года. 04 февраля 2010 года уведомление о проведении проверки было направлено ответчику, вручено его представителю. В указанный в уведомлении срок уполномоченные лица ответчика для проведения проверки не прибыли, документы, необходимые для проведения проверки не представили, в связи с чем, проверка деятельности не была проведена. Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского административного округа г. Мурманска по делу об административном правонарушении от 20 апреля 2010 года Кандалакшская общественная организация «Центр подводной деятельности» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчику назначено наказание в виде административного штрафа.

По правилам ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» (ч. 1) общественное объединение обязано: ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» (ч. 2, 3, 4, 5) общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой названной статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ст. 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

По правилам абз. 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием ликвидации общественного объединения.

При рассмотрении дела установлено, что Кандалакшской общественной организацией «Центр подводной деятельности» не были представлены ежегодные сведения о продолжении своей деятельности в 2009 году, а также информация об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по установленной форме и в установленные сроки. Между тем в соответствии с вышеприведенными положениями статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление такой информации само по себе не является основанием для ликвидации общественного объединения, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующего общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

В материалах дела отсутствуют доказательства приостановления деятельности Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» в связи с выявленными нарушениями и обращения уполномоченных органов в суд в 2009-2010 г.г. с заявлениями о признании ответчика прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям, предусмотренным ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

На дату рассмотрения дела в суде, перечисленные в исковом заявлении нарушения ответчиком частично устранены, а именно представлены уведомления о продолжении деятельности в 2009 году и 2010 году, а также соответствующие документы для внесения изменений в Устав. Необходимо представить информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН-0003.

Принимая решение, суд приходит к выводу о преждевременности требований истца о ликвидации Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности», учитывая, что по своему характеру нарушения, на которые истец ссылается в обоснование заявленных требований, не являются неустранимыми и столь существенными, чтобы позволить суду принять решение об удовлетворении заявленных требований.

С учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду принять решение о ликвидации юридического лица в качестве крайней меры ответственности, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, оценив характер допущенных юридическим лицом Кандалакшской общественной организацией «Центр подводной деятельности» нарушений, их частичное устранение, возможность устранения и обязательства председателя правления Винюкова А.С. устранить допущенные нарушения в полном объеме, не установление в судебном заседании каких-либо негативных последствий, вызванных вышеперечисленными нарушениями, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для принятия решения о ликвидации Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в удовлетворении исковых требований о ликвидации Кандалакшской общественной организации «Центр подводной деятельности» отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья: О.И. Верина