Дело № 2-2399 Мотивированное решение
изготовлено 05.10. 2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2010 года г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачёвой Л.И.,
при секретаре Жигаловой Ю.А.,
с участием помощника прокурора г. Кандалакши Масловой Ю.Н.,
истицы Агафоновой Д.А.,
представителя ответчика Хухаревой Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда гражданское дело по искупрокурора г. Кандалакши в интересах Агафоновой Дарьи Андреевны
к государственному областному учреждению Центру занятости населения г. Кандалакша
об оспаривании размера пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд в защиту интересов Агафоновой Д.А. с иском к государственному областному учреждению Центр занятости населения г. Кандалакша (далее - ЦЗН) об оспаривании размера пособия по безработице. В обоснование исковых требований указал, что Агафонова Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 01.07.2010 года она обратилась к ответчику и была поставлена на учет как безработная. Пособие по безработице было ей назначено на общих основаниях, т.е. сроком на 6 месяцев, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на районный коэффициент 40%, что составляло 1190 руб.
В назначении истице пособия по безработице в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области, истице было отказано со ссылкой на то, что она в 2008 г. работала в трудовой бригаде. Между тем, трудовой договор с истицей не заключался, трудовая книжка не заводилась, а потому, по мнению прокурора, указанная работа не может быть признана лишающей Агафонову Д.А. статуса лица, впервые ищущего работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и должна расцениваться как оказание социальной поддержки и трудовая адаптация несовершеннолетнего.
Прокурор просит признать действия ЦЗН в части назначения Агафоновой Д.А. пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице незаконными и обязать ответчика назначить истице с момента постановки на учет пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу
В судебном заседании помощник прокурора Маслова Ю.Н. и Агафонова Д.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Хухарева Ж.Б. в судебном заседании с предъявленным иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. Указала, что Агафонова Д.А. является повторно обратившейся в ЦЗН с целью поиска работы, так как первый раз обращение зарегистрировано 30.04.2008 года. В период с 30.04.2008 года по 29.05.2008 года она была трудоустроена <данные изъяты> согласно договору от 30.04.2008 года №, заключенному между ЦЗН и <данные изъяты>» об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Факт работы несовершеннолетних граждан подтвержден табелем учета использования рабочего времени за апрель и май 2008 г. ответственность за оформление трудовых отношений в соответствии со ст. 68 Трудового кодекса РФ лежит на работодателе. Также отметила, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в 2008 г. Агафонова Д.А. относилась к категории занятых, поскольку проходила обучение в учреждении начального профессионального образования, и была зарегистрирована как обратившаяся, а не как безработная. Вследствие чего ст. 4 Закона РФ «О занятости населения» - подходящая и неподходящая работа в данной ситуации неприменима. Кроме того, указала, что трудовая адаптация несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период летних каникул, не является мероприятием, относящимся к общественным работам, под которыми понимаются общедоступные виды трудовой деятельности для безработных граждан.
Заслушав помощника прокурора Маслову Ю.Н., истицу Агафонову Д.А., представителя ответчика Хухареву Ж.Б., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Агафонова Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истица 01.07.2010 г. обратилась в ЦЗН и была поставлена на учет как безработная, приказом от 06.07.2010 г. № ей назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента сроком на 6 месяцев.
Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
При этом согласно ст. 6 данного Закона законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 7 Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развитая Российской Федерации от 10 февраля 1998 года №, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, для назначения пособия по безработице в размере, установленном п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обратившееся в службу занятости лицо должно:
1) относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) являться лицом, впервые ищущим работу;
3) быть признано в установленном порядке безработным.
Ответчиком не оспаривается, что Агафонова Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом она в установленном порядке была признана безработной.
Доводы ответчика о том, что Агафонова Д.А. не относится к лицам, ищущим работу впервые, суд находит несостоятельными.
Из положений п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» усматривается, что под «впервые ищущими работу» понимаются лица, ранее не работавшие.
В соответствии со ст. 8 данного Закона граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу. Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций.
Одним из видов дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, согласно п. 1 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» являются оплачиваемые общественные работы.
К числу лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в числе прочих в соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 24 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.
В соответствии с Положением об организации общественных работ (п. 2, п. 4, п. 5), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875, под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы проводятся в организациях по договорам. Общественные работы призваны обеспечивать: осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Учитывая, что в соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не исключается участие лиц в возрасте от 14 до 18 лет в общественных работах, суд не соглашается с доводами ответчика о том, что положения Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» об общественных работах не применимы к рассматриваемым правоотношениям.
Суд учитывает, что согласно представленным ответчиком документам Агафонова Д.А. в период с 30.04.2008 г. по 29.05.2008 г. в составе производственной бригады <данные изъяты> в рамках традиционного городского конкурса «Трудовое лето-2008» выполняла работы <данные изъяты>.
Из заявления - анкеты, оформленной истицей 30.04.2008 года, следует, что она просила о временном трудоустройстве. При этом следует учесть, что самостоятельно в ЦЗН в поисках подходящей работы истица не обращалась, указанное заявление оформляла в МУ <данные изъяты>». Представитель ответчика подтвердила, что ответчиком был организован выезд сотрудника ЦЗН для предоставления детям возможности оформления заявлений-анкет на месте.
Установленные обстоятельства позволяют суду придти к выводу о том, что 30.04.2008 года истица не обращалась к ответчику именно в целях поиска подходящей работы, на учете в качестве безработной не состояла. Таким образом, Агафонова Д.А. фактически впервые обратилась в ЦЗН в целях поиска подходящей работы только 01.07.2010 года. При таких обстоятельствах, учитывая, что истица до 01.07.2010 года не обращалась в ЦЗН в целях поиска работы, а впервые обратилась только 01.07.2010 года, суд считает, что истица до постановки её на учет в июле 2010 года являлась лицом, ищущим работу впервые.
Заявление-анкета является документом, необходимым для получения несовершеннолетними гражданами государственной услуги по организации их временного трудоустройства, что установлено Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Данный регламент утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 28 июня 2007 года № 449.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что решений о постановке Агафоновой Д.А. на учет и снятии с учета в указанный период не принималось, пособие по безработице в период с 30.04.2008 г. по 29.05.2008 г., т.е. в период выполнения общественных работ, ей не назначалось и не выплачивалось. Подходящая работа Агафоновой Д.А. не предлагалась. В силу ст. 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.
С учетом изложенного, суд считает, что истица имела в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите дет сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Также, по мнению суда, заслуживают внимания доводы прокурора о том, что отношения между Агафоновой Д.А. и МУ <данные изъяты>» в период её работы в трудовой бригаде нельзя признать трудовыми. Трудовой договор (в том числе срочный) с истицей не заключался, трудовая книжка не заводилась, приказы о её приеме и увольнении не издавались, заявления о приёме на работу и увольнении Агафоновой Д.А. не оформлялись.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности назначения Агафоновой Д.А. пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице. При указанных обстоятельствах суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Кандалакши в интересах Агафоновой Дарьи Андреевны к государственному областному учреждению Центр занятости населения г. Кандалакша удовлетворить.
Признать незаконным назначение Агафоновой Дарье Андреевне пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице и обязать государственное областное учреждение Центр занятости населения г. Кандалакша назначить Агафоновой Дарье Андреевне с 01 июля 2010 года пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», произвести перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с 01 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Плескачёва