Дело № 2- 2463 Мотивированное решение
изготовлено 17.10.2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачёвой Л.И.,
при секретаре Бондаревой З.А.,
с участием помощника прокурора г. Кандалакша Шевердовой Н.А.,
истца Клементьева С.В., представителя ответчика - администрации муниципального образования Кандалакшский район Назаровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда гражданское дело по иску
прокурора г. Кандалакши в защиту интересов Клементьева Сергея Владимировича
к администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский и администрации муниципального образования Кандалакшский район
о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд в защиту интересов Клементьева С.В. с иском к администрации муниципального образования Кандалакшский район о внеочередном предоставлении жилья. В обоснование иска указал, что Клементьев С.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как его отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать по решению Кандалакшского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Клементьев С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы.
С ДД.ММ.ГГГГ Клементьев С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Управлением Зеленоборского поселкового территориального округа 15.12.2000 г. было вынесено постановление о предоставлении несовершеннолетнему Клементьеву С.В. по достижении им совершеннолетия жилой площади в <адрес>.
Постановлением главы администрации г. Кандалакши от 21.11.2001 г. № <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
Клементьев С.В. жильем до настоящего времени не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет.
Прокурор просит обязать ответчика предоставить Клементьеву С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение в <адрес>.
При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района.
В судебном заседании помощник прокурора Шевердова Н.А. требования прокурора поддержала, уточнив их, просила обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район обеспечить предоставление жилья Клементьеву С.В., обязать администрацию муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района предоставить Клементьеву С.В. вне очереди благоустроенное, применительно к условиям поселка Зеленоборский, отдельное жилое помещение, находящееся в черте поселка, жилой площадью не менее 14 кв. метров.
Клементьев С.В. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования.
Администрация муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района (далее по тексту - администрация МО г.п. Зеленоборский) извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, представили в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть в его отсутствие, решение вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель администрации муниципального образования Кандалакшский район (далее по тексту - администрация МО Кандалакшский район) Назарова Т.А. в судебном заседании с предъявленным иском не согласилась, полагала, что администрация МО Кандалакшский район является ненадлежащим ответчиком по делу.
Заслушав помощника прокурора Шевердову Н.А., истца Клементьева С.В., представителя администрации МО Кандалакшский район Назарову Т.А., исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Клементьев С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Его отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ отдел ЗАГС администрации <адрес>), мать - ФИО2 решением Кандалакшского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении двоих сыновей, в том числе Клементьева Сергея.
Постановлением администрации города Кандалакши и территории, подчинённой городской администрации, № от 18.06.1997 г. за несовершеннолетним Клементьевым С.В. и его братом сохранено право на жилую площадь в общежитии по адресу: <адрес>.
На основании ходатайства муниципального детского дома № смешанного вида <адрес> в связи с тем, что общежитие не является постоянным жильем, управлением Зеленоборского поселкового территориального округа издано постановление от 15.12.2000 г. № о предоставлении несовершеннолетнему Клементьеву С.В. и его брату по достижении совершеннолетия жилой площади в <адрес>.
Клементьев С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал в исправительном учреждении наказание в виде лишения свободы.
Согласно представленным администрацией МО г.п. Зеленоборский данным <адрес> постановлением главы администрации г. Кандалакша от 21.11.2001 г. № признан непригодным для проживания.
Клементьев С.В. какого-либо жилья в собственности на территории Кандалакшского района не имеет.
На обращение истца по вопросу предоставления жилья администрация МО г.п. Зеленоборский 28.07.2010 г. сообщила ему, что в настоящее время отсутствует возможность предоставить ему благоустроенное жилье, и предложила временно заселиться в неблагоустроенный жилищный фонд.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01 марта 2005 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства).
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 4 Закона Мурманской области № 568-01-ЗМО от 28.12.2004 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по состоянию на 1 января 2005 года и позднее указанного срока, сохраняется право на обеспечение вне очереди жилой площадью по достижении ими 23-летнего возраста при условии их своевременного обращения в органы местного самоуправления и непредоставления им жилья до достижения возраста 23-х лет по обстоятельствам, от данных лиц не зависящим (абзац введен Законом Мурманской области от 10.05.2006 N 750-01-ЗМО).
Ч. 2 ст. 4 названного Закона предусмотрено, что Порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Правительством Мурманской области.
Порядком обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 17.02.2005 г. № 46-ПП (далее Порядок) установлено, что дополнительные гарантии по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление, первичный учет и избрание формы устройства которых осуществлялось на территории Мурманской области, обеспечиваются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, принявшие решение об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей издают муниципальный правовой акт:
о гарантии предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях, под опекой, попечительством, в приемной семье (пп. 3 п. 3.1 Порядка);
о гарантии предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, имевшим закрепленные жилые помещения, в случае невозможности возвращения в них при наличии одного из предусмотренных жилищным законодательством обстоятельств, в том числе если жилое помещение признано непригодным для проживания в установленном законодательством порядке (пп. 5 п. 3.2 Порядка).
Муниципальные правовые акты принимаются за год до окончания пребывания в учреждениях, под опекой, попечительством, в приемной семье, но могут быть приняты и в более поздний срок.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Мурманской области № 568-01-ЗМО от 28.12.2004 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются нормами прямого действия и подлежат непосредственному применению.
В судебном заседании установлено, что истец состоит в администрации МО г.п. Зеленоборский на учете, как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, нуждающееся в улучшении жилищных условий. При этом решение о внеочередном предоставлении ему благоустроенного жилья было принято до 01.01.2005 года.
Принимая решение, суд учитывает, что нормами ч. 3 ст. 60, ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Законом Мурманской области от 28.12.2004 г. № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Порядком обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 17.02.2005 г. № 46-ПП, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставилось и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, и от времени постановки их на учет, данные статьи также не содержат положений о предоставлении жилой площади в порядке очередности.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.
В силу п. 5 вышеназванного Порядка, жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются на территории муниципального района (городского округа), где им был установлен юридический статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Предоставляемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь площадь не ниже социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Мурманской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Зеленоборский установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ст. 8 Закона Мурманской области 28.12.2004 г. № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделено муниципальное образование Кандалакшский район.
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу администрацией МО г.п. Зеленоборский, при этом администрация МО Кандалакшский район в рамках предоставленных ей государственных полномочий обязана обеспечить предоставление жилья Клементьеву С.В.
При этом, учитывая, что в соответствии со ст.ст. 8, 9 Закона Мурманской области от 21.06.1996 г. N 25-02-ЗМО «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 1, 2, 3 Порядка предоставления из областного бюджета в 2003 году дотации бюджетам муниципальных образований для возмещения расходов по приобретению жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановление Правительства Мурманской области от 20.10.2003 г. N 284-ПП, ст. 9 Закона Мурманской области от 06.01.1998 г. N 96-01-ЗМО «Об административно-территориальном устройстве Мурманской области», действовавшим на момент окончания Клементьевым С.В. обучения в профессиональном училище, принятие необходимых мер к обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входило в компетенцию администрации муниципального образования город Кандалакша с подведомственной территории, суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что администрация МО Кандалакшский район является ненадлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Кандалакша в защиту интересов Клементьева Сергея Владимировича к администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский и администрации муниципального образования Кандалакшский район удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Зеленоборский предоставить вне очереди Клементьеву Сергею Владимировичу на условиях договора социального найма благоустроенное, применительно к условиям п. Зеленоборский Мурманской области, отдельное жилое помещение, находящееся в черте поселка, общей площадью не менее установленной социальной нормы предоставления жилых помещений, а администрацию муниципального образования Кандалакшский район обязать обеспечить предоставление жилья Клементьеву Сергею Владимировичу.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.И. Плескачёва