об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидату в депутаты



Дело № 2-2729

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2010 г. г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Плескачёвой Л.И.

при секретаре Дорониной В.М.

с участием помощника прокурора г. Кандалакша Масловой Ю.Н.,

заявителя Федорова А.А., его представителя Тимкина В.В.,

представителя Кандалакшской территориальной избирательной комиссии Сухановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда гражданское дело по заявлению

Федорова Алексея Анатольевича

об обжаловании решения Кандалакшской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

Федоров А.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Кандалакшской территориальной избирательной комиссии (далее по тексту - ТИК) от 25.10.2010 г. № 112/846 об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по одномандатному избирательному округу № 19.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что решение принято ТИК со ссылкой на п. 7 ч. 25 ст. 21 Закона Мурманской области от 09.03.2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее по тексту - ЗМО «О выборах депутатов» либо Закон Мурманской области от 09.03.2007 г. № 841-01-ЗМО). Полагает, что представленные им подписи тщательно не рассматривались. Об этом свидетельствует, что, что им было представлено 13 подписей (одна вычеркнута и данное исправление им заверено), а не как ошибочно указано в документах ТИК - 14; ведомость проверки подписных листов не свидетельствует о проверке подписных листов кандидата по одномандатному избирательному округу № 19, поскольку в ней указан иной избирательный округ.

Заявитель также полагает, что не может служить основанием для отказа в регистрации отсутствие даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей, поскольку данные сведения указаны в подписном листе в строке сведений о кандидате, который одновременно являлся и сборщиком подписей.

Кроме того, данные требования об указании даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей, отсутствуют в подтексте (подстрочнике) формы подписного листа - приложения № 4 к Закону Мурманской области от 09.03.2007 г. № 841-01-ЗМО. Бланк подписного листа был приобретен им в организации, на которую ему указали в ТИК.

Также заявитель отметил, что четверо членов ТИК были против отказа ему в регистрации в качестве кандидата.

Заявитель просит признать незаконным решение ТИК от 25.10.2010 г. № 112/846 об отказе Федорову А.А. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по одномандатному избирательному округу № 19.

В судебном заседании Федоров А.А. и его представитель Тимкин В.В. уточнили заявленные требования, просили по основаниям, изложенным в заявлении, признать незаконным решение ТИК от 25.10.2010 г. № 112/846 об отказе Федорову А.А. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по одномандатному избирательному округу № 19 и обязать ТИК повторно рассмотреть представленные Федоровым А.А. на регистрацию документы, решение суда обратить к немедленному исполнению.

Представитель ТИК Суханова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Федорова А.А., представила письменный отзыв. Указала, что 19.10.2010 г. Федоров А.А. уведомил ТИК о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по одномандатному избирательному округу № 19. 21.10.2010 г. Федоров А.А. представил в ТИК одну папку, содержащую один подписной лист с 14 подписями избирателей. Подпись избирателя ФИО (строка № подписного листа) была вычеркнута. В протоколе об итогах сбора подписей Федоровым А.А. заявлено 13 подписей.

24.10.2010 г. рабочей группой ТИК при проверке подписного листа Федорова А.А. было установлено: в нарушение ч. 8 ст. 20 Закона Мурманской области от 09.03.2007 г. № 841-01-ЗМО в подписном листе не указана дата рождения лица, осуществляющего сбор подписей; форма подписного листа не соответствует приложению № 4 к Закону Мурманской области от 09.03.2007 г. № 841-01-ЗМО (в верхней части подписного листа - указание наименования представительного органа местного самоуправления, даты выборов, гражданства лица, выдвигаемого кандидатом). Вследствие этого все подписи в представленном Федоровым А.А. подписном листе признаны недействительными и ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты.

Дополнительно представитель ТИК указала, что голосование по вопросу регистрации Федорова А.А. кандидатом в депутаты проводилось дважды, поскольку первоначально голоса членов комиссии распределились в порядке, не позволяющем в соответствии с требованиями п. 3 ст. 27 Закона Мурманской области от 24.03.2003 г. № 390-01-ЗМО «Об избирательных комиссиях Мурманской области» принять решение о регистрации Федорова А.А. кандидатом в депутаты либо об отказе ему в регистрации.

Выслушав заявителя, его представителя Тимкина В.В., представителя ТИК Суханову Е.В., учитывая заключение помощника прокурора Масловой Ю.Н., полагавшей решение ТИК законным, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, 07.09.2010 г. Кандалакшской ТИК принято решение № 98/748 о назначении на 28.11.2010 г. досрочных выборов в Совет депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района третьего созыва.

Решением ТИК от 25.10.2010 года N 112/846 Федорову А.А. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по одномандатному избирательному округу № 19 на основании п. 7 ч. 25 ст. 21 Закона Мурманской области от 09.03.2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований».

Согласно выписке из протокола заседания ТИК от 25.10.2010 г. поводом для отказа Федорову А.А. в регистрации послужило то, что в подписном листе не указана дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, что является нарушением п. 8 ст. 20 ЗМО «О выборах депутатов», и в соответствии с пп. 7 п. 9 ст. 21 ЗМО «О выборах депутатов» служит основанием для признания недействительными всех подписей в подписном листе.

Вопросы, связанные с проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Закон «Об основных гарантиях») и Закона Мурманской области от 09.03.2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований».

Порядок регистрации кандидата в депутаты определен ст. 38 Закона «Об основных гарантиях» и ст. 21 ЗМО «О выборах депутатов».

Согласно п. 1 ст. 38 Закона «Об основных гарантиях» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Основания отказа в регистрации кандидата в депутаты перечислены в п. 24 ст. 38 Закона «Об основных гарантиях» и п. 25 ст. 21 ЗМО «О выборах депутатов». Данный перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению комиссии является исчерпывающим.

В соответствии с пп. 7 п. 25 ст. 21 ЗМО «О выборах депутатов» и пп. «д» п. 24 ст. 38 Закона «Об основных гарантиях» одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Согласно пп. 7 п. 9 ст. 21 ЗМО «О выборах депутатов» недействительными считаются все подписи в подписном листе в случае, если отсутствуют какие-либо из требуемых настоящим Законом сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей.

Пунктом 8 ст. 37 Закона «Об основных гарантиях» предусмотрено, что форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

В соответствии с п. 8 ст. 20 ЗМО «О выборах депутатов» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей, и подписью кандидата или уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего кандидата. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования и кода выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного листа кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, напротив своей фамилии собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Форма подписного листа в поддержку выдвижения в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты приведена в приложении № 4 к ЗМО «О выборах депутатов». При этом в графе «Подписной лист удостоверяю:» данной формы имеется указание на необходимость внесения даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей.

Следовательно, выполнение требования закона о соблюдении формы подписного листа и указание в нем даты рождения сборщика подписей является обязательным, а нарушение данного правила избирательным законодательством устанавливается в качестве основания для признания всех содержащихся в таком подписном листе подписей недействительными.

Из итогового протокола проверки подписей в поддержку выдвижения Федорова А.А. от 24.10.2010 г. следует, что заявлено подписей - 14, представлено подписей - 14, проверено подписей - 14, число подписей, признанных недействительными, по причине отсутствия указания каких-либо из требуемых ЗМО сведений о лице, осуществляющем сбор подписей - 14, в строке «число подписей, признанных недействительными и недостоверными (цифрами)» - 14, в строке «число подписей, признанных недействительными и недостоверными из числа подписей, подлежащих проверке (в %)» - 100.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось и подтверждается представленной суду копией подписного листа в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Федорова А.А., что в графе «Подписной лист удостоверяю:» дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, не указана.

Доводы заявителя о том, что им не было допущено каких-либо нарушений при оформлении подписного листа, поскольку бланк подписного листа был приобретен им в указанной ТИК организации, суд находит несостоятельными. При этом суд учитывает, что требования к оформлению подписного листа установлены в п. 8 ст. 20 ЗМО «О выборах депутатов». Федоров А.А. при представлении документов в ТИК обязан был проверить их соответствие требованиям, установленным Законом «Об основных гарантиях» и ЗМО «О выборах депутатов». Отсутствие в бланках подписных листов, изготовленных третьими лицами, указания на необходимость внесения сведений о дате рождения сборщика подписей, не может служить основанием для освобождения кандидата оформить подписной лист в соответствии с требованиями п. 8 ст. 20 ЗМО «О выборах депутатов».

Исходя из этого, суд находит обоснованным вывод ТИК о том, что все подписи в представленном Федоровым А.А. подписном листе следует считать недействительными, и приходит к выводу о том, что имелись основания для отказа Федорову А.А. в регистрации кандидатом в депутаты.

Суд также полагает, что повторное голосование по одному вопросу не является нарушением действующего законодательства, являющимся основанием для отмены принятого решения, поскольку прямого запрета на это нет. При этом суд учитывает, что решение ТИК было принято именно после второго голосования.

Кроме того, суд учитывает, что оспариваемое решение ТИК по существу является правильным, и полагает, что процедура голосования на заседании ТИК при решении вопроса об обоснованности отказа в регистрации кандидата не является определяющей для суда.

Допущенные ТИК при оформлении документов неточности, суд расценивает как технические ошибки, которые также не могут повлиять на законность оспариваемого решения.

Анализируя изложенное, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого решения ТИК незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Федорова Алексея Анатольевича о признании незаконным решения Кандалакшской территориальной избирательной комиссии от 25.10.2010 г. № 112/846 об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по одномандатному избирательному округу № 19 и возложении на Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию обязанности повторно рассмотреть представленные Федоровым Алексеем Анатольевичем на регистрацию документы оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения.

Судья Л.И. Плескачёва