Дело № 2-1474/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2010 г.
Г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области
В составе
судьи: Пахаревой Н.Ф.
при секретаре: Жигаловой Ю.А.,
С участием помощника прокурора г. Кандалакша Ермоловой А.Ю.,
представителя Администрации муниципального образования Кандалакшский район Шуиной Н.А.,
представителя Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район Семушина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Кандалакшском городском суде гражданское дело по заявлению прокурора г. Кандалакша об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Прокурор г. Кандалакша обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, а именно решения Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район от 26.05.2010 г. №221 «Об утверждении порядка назначения, выплаты и финансирования пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Кандалакшский район» (далее нормативный акт, решение Совета), мотивируя свои требования тем, что данный нормативный акт принят с нарушением компетенции, поскольку принятие такого нормативного акта в силу п.11 ст. 24 Закона Мурманской области «О муниципальной службе в Мурманской области» и ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» относится к компетенции главы муниципального образования. Просит признать недействующим вышеназванное решение Совета депутатов со дня его принятия.
В судебном заседании помощник прокурора Ермолова А.Ю. поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования Кандалакшский район Шуина Н.А. заявленные требования прокурора не признала, пояснив, что в соответствии с Уставом к компетенции Совета депутатов отнесены полномочия по принятию общеобязательных правил по предметам ведения муниципального района, предусмотренных законодательством и настоящим Уставом. Расходы, связанные с данной выплатой производятся за счёт средств бюджета муниципального образования Кандалакшский район.
В судебном заседании представитель Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район Семушин Д.Н. заявленные требования прокурора не признал, пояснив, что глава муниципального образования Кандалакшского района одновременно является председателем Совета депутатов, вследствие чего принятие нормативного правового акта находится не в его компетенции.
Заслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные требования прокурора г. Кандалакша не подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании Советом депутатов муниципального образования Кандалакшский район 26 мая 2010 года принято решение № 221 «Об утверждении порядка назначения, выплаты и финансирования пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Кандалакшский район». Указанное решение подписано главой муниципального образования, опубликовано в газете «Нива» № 22 от 04.06.2010 г.
В соответствии со ст. 24 Закона Мурманской области «О муниципальной службе в Мурманской области» установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Мурманской области. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Мурманской области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Мурманской области по соответствующей должности государственной гражданской службы Мурманской области.
Согласно п. 11 ст. 24 Закона Мурманской области «О муниципальной службе в Мурманской области» порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, а также порядок финансирования за счет средств местного бюджета расходов на выплату пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми главой соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
В силу ст. 36 Закона (ч.1,ч.2,ч.4) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с названной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя; не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, в том числе, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 24 Устава муниципального образования Кандалакшский район структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют: представительный орган муниципального района - Совет депутатов муниципального образования Кандалакшский район (далее - Совет депутатов); глава муниципального образования Кандалакшский район (далее - глава муниципального района); администрация муниципального образования Кандалакшский район (далее - администрация муниципального района); контрольный орган муниципального образования Кандалакшский район (далее контрольный орган).
На основании ст. 25.1(ч.1,ч.2,ч.3,ч.4) Устава глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, он избирается депутатами Совета депутатов муниципального района из своего состава тайным голосованием большинством голосов от общей установленной для Совета численности и исполняет полномочия его председателя, на срок полномочия Совета депутатов, из состава которого он избран. К полномочиям главы муниципального района отнесено и подписание и обнародование в течение 5 дней нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов муниципального образования, и в пределах своих полномочий издание распоряжений.
Согласно ч. 3 ст. 29 Устава организацию деятельности Совета депутатов осуществляет глава муниципального образования, являющийся председателем Совета, избираемый этим органом из своего состава тайным голосованием.
Согласно ч. 6 ст. 29 Устава к полномочиям представительного органа муниципального района относится принятие решений, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории района государственными, муниципальными органами и их должностными лицами, общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчинённости и форм собственности, гражданами, решение об удалении главы муниципального образования в отставку.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 7 Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 44 Закона виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться Уставом муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 47 Закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 43 Закона в систему муниципальных правовых актов, входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 4 ст. 43 Закона глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ч. 5 ст. 31 Устава решения Совета в течение 5 дней с момента их принятия подписывает и направляет на опубликование глава района.
Анализируя вышеназванные положения нормативных актов, суд делает вывод о том, что названным Законом предусмотрены две основные организационные формы: глава муниципального образования возглавляет представительный орган муниципального образования: в этом случае он издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования; глава муниципального образования возглавляет местную администрацию: в этом случае он издает (а) постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных переданных государственных полномочий, и (б) распоряжения по вопросам организации деятельности местной администрации.
Уставом муниципального образования Кандалакшский район определена организационная форма, в соответствии с которой глава муниципального образования возглавляет представительный орган муниципального образования, следовательно, в этом случае он издаёт постановления и распоряжения только по вопросам организации деятельности Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район.
Поскольку ч.3 ст. 43 Закона позволяет представительному органу муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, учитывая, что данный нормативный акт подписан главой муниципального образования, учитывая и то обстоятельство, что Уставом муниципального образования не предусмотрена возможность главы муниципального образования отклонить направленный ему для подписания нормативный акт, учитывая, что расходы, связанные с осуществлением данной денежной выплаты производятся за счёт средств бюджета муниципального образования, суд полагает, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством и не противоречит ему.
При таких обстоятельствах требования прокурора не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Прокурору г. Кандалакша в удовлетворении требования о признании недействующим Решения Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район от 26.05.2010 г. №221 «Об утверждении порядка назначения, выплаты и финансирования пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Кандалакшский район» со дня его принятия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей кассационной жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Ф.Пахарева