о признании незаконным бездействия администрации



Дело № 2-2510 Мотивированное решение

изготовлено 16.11.2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Плескачёвой Л.И.,

при секретаре Дорониной В.М.,

с участием помощника прокурора г. Кандалакши Мамаковой Е.С.,

представителей ответчиков Домакова В.В., Лукина Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда гражданское дело по иску

прокурора г. Кандалакши в защиту интересов неопределенного круга лиц

к администрации муниципального образования Кандалакшский район и Отделу жилищно-коммунального хозяйства п.г.т. Зеленоборский

об оспаривании бездействия при содержании отдельно стоящего здания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Кандалакшский район (далее - администрация МО Кандалакшский район) об оспаривании бездействия при содержании отдельно стоящего здания. В обоснование исковых требований указал, что на основании обращения директора муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №» (далее по тексту - МОУ школа №) проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что на территории МОУ школа № расположено отдельно стоящее здание спального корпуса бывшего интерната, закрытого с 01.09.2005 г. (<адрес>), которое находится в разрушенном состоянии - отсутствуют окна, двери, разрушены трубопроводы водопровода и канализации, системы подачи электроснабжения. В данном состоянии здание находится более 5 лет. В полуразрушенном здании самовольно играют дети. Учитывая техническое состояние здания, имеется угроза их жизни и здоровью. В вечернее и ночное время данное здание является местом концентрации подростков и посторонних лиц, распивающих спиртные напитки.

В 2006 году по инициативе управления Зеленоборского поселкового территориального округа Правительством Мурманской области было принято решение о создании на базе бывшего спального корпуса школы-интерната в <адрес> государственного областного учреждения социального обслуживания дома-интерната для престарелых и инвалидов.

До настоящего времени вопрос о передаче вышеуказанного здания в государственную собственность Мурманской области не решен, 27.02.2010 г. Министерством имущественных отношений Мурманской области все документы по передаче возвращены в администрацию муниципального образования Кандалакшский район со ссылкой на отсутствие финансирования для содержания объекта.

Из письма Комитета имущественных отношений и территориального планирования администрации МО Кандалакшский район от 31.08.2010 г. следует, что в 2005 г. здание спального корпуса было изъято из оперативного управления МОУ школа № и передано отделу ЖКХ управления Зеленоборского территориального округа. Учитывая, что управление Зеленоборского территориального округа находится на стадии ликвидации, оперативное управление объектом недвижимого имущества не осуществляется.

Прокурор указывает, что непринятие мер по содержанию здания и надлежащему обустройству пришкольной территории создает угрозу жизни, здоровью обучающихся, ставит под угрозу безопасность детей, а также способствует совершению правонарушений подростками в заброшенном здании. Просит признать незаконным бездействие администрации МО Кандалакшский район в части неисполнения требований ст. 210 ГК РФ, ст. 31 Закона РФ «Об образовании» по содержанию отдельно стоящего здания спального корпуса, расположенного по адресу: <адрес> на территории МОУ школа №, и обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в указанное здание, а именно: закрыть оконные и дверные проемы с наружной стороны здания.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Отдел жилищно-коммунального хозяйства п.г.т. Зеленоборский.

Определением от 11.11.2010 г. производство по делу в части требований к Отделу жилищно-коммунального хозяйства п.г.т. Зеленоборский (далее по тексту - ОЖКХ) прекращено в связи с отказом прокурора от требований к ОЖКХ.

В судебном заседании помощник прокурора Мамакова Е.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации МО Кандалакшский район Домаков В.В. в судебном заседании с предъявленным иском согласился, при этом указал, что одного месяца недостаточно для выполнения требований прокурора, поскольку необходимо объявить конкурс на проведение работ.

Третье лицо - МОУ школа № о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.

Заслушав помощника прокурора Мамакову Е.С., представителя администрации МО Кандалакшский район и представителя ОЖКХ Лукина Л.И., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что на территории МОУ школа № в <адрес> расположено отдельно стоящее здание бывшего спального корпуса интерната (<адрес>).

Согласно выписке из реестра объектов недвижимости муниципальной собственности муниципального образования Кандалакшский район от 01.11.2010 г. указанное здание входит в состав имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию Кандалакшский район.

Из актов обследования прилегающей территории к МОУ школа № от 16.08.2010 г. и 31.08.2010 г., а также представленных суду фотографий усматривается, что здание бывшего спального корпуса интерната (далее по тексту - здание интерната) находится в аварийном состоянии, остекление во всех окнах отсутствует, нет перил, полы полностью разобраны, торчат прутья арматуры, двери и окна распахнуты, здание никем не охраняется и создает опасность для детей.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статьей 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Принимая решение, суд учитывает, что 19.10.2005 г. Комитетом по управлению имуществом администрации города Кандалакши с подведомственной территорией было издано распоряжение № об изъятии здания интерната из оперативного управления МОУ школа № и закреплении его на праве оперативного управления за ОЖКХ Управления Зеленоборского поселкового территориального округа (ОЖКХ п.г.т. Зеленоборский).

Вместе с тем, письмом от 08.11.2005 г. в адрес Комитета по управлению имуществом администрации города Кандалакши с подведомственной территорией ОЖКХ выразило свое несогласие с указанным распоряжением, сославшись на то, что в соответствии с Положением об ОЖКХ в его функции входит контроль, надзор и содержание только жилого фонда, средства на содержание и переоборудование помещений здания интерната в жилые комнаты (квартиры) у ОЖКХ не имеется, Комитетом источник финансирования данных расходов не определен.

Из объяснений представителя ликвидационной комиссии ОЖКХ Лукина Л.И. следует, что здание интерната на балансе ОЖКХ никогда не состояло и в оперативное управление не передавалось, документов, подтверждающих передачу указанного здания в ОЖКХ, в бухгалтерской документации не имеется.

Суд также учитывает, что в период с сентября 2005 г. до начала 2010 г. администрацией муниципального образования города Кандалакша с подведомственной территорией (в последующем администрацией муниципального образования Кандалакшский район) решался вопрос о передаче здания интерната в государственную собственность Мурманской области, инициированный Управлением Зеленоборского поселкового территориального округа и заместителем председателя областной Думы ФИО с целью организации дома-интерната для престарелых и инвалидов. Так из представленных суду документов следует, что 30.09.2006 г. Советом депутатов города Кандалакша с подведомственной территорией решением Совета депутатов муниципального образования города Кандалакши с подведомственной территорией от 04.07.2007 г. № 590 и решением Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район от 08.04.2009 г. № 29) о передаче здания интерната в государственную собственность Мурманской области на безвозмездной основе. Однако, 27.02.2010 г. Министерством имущественных отношений Мурманской области документы по передаче здания интерната из муниципальной собственности Кандалакшского района в государственную собственность Мурманской области были возвращены администрации МО Кандалакшский район с указанием на то, что согласно заключению Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от 13.11.2009 г., Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 16.02.2010 г. средства областного бюджета на содержание здания спального корпуса не предусмотрены, рассмотрение передачи в областную собственность здания интерната будет возобновлено после урегулирования вопроса о выделении средств на содержание объекта.

Доказательств того, что в период с 2005 года по настоящее время здание интерната в установленном законом порядке было передано какому-либо муниципальному предприятию или учреждению, в том числе ОЖКХ, в оперативное управление или хозяйственное ведение, либо на какое-либо лицо в соответствии с договором была возложена обязанность по содержанию здания интерната, суду не представлено.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что с момента изъятия в 2005 году здания интерната из оперативного управления МОУ школа № ответственность за его содержание несет администрация МО Кандалакшский район.

Учитывая, что с 2005 года эксплуатация здания интерната прекращена, при этом администрацией МО Кандалакшский район мер для подержания здания в надлежащем состоянии, предотвращения его разорения не предпринималось, суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО Кандалакшский район.

Доводы представителя администрации МО Кандалакшский район о том, что бездействие не имело места, т.к. администрация занималась оформлением документов по передаче данного имущества в государственную собственность Мурманской области, суд находит несостоятельными, поскольку действий, направленных непосредственно на содержание здания до момента передачи его в государственную собственность (проведение поддерживающих ремонтов, организация охраны здания и т.п.), администрацией МО Кандалакшский район с 2005 г. не производилось, вследствие чего здание интерната было приведено в непригодное для эксплуатации состояние.

Принимая во внимание, что непринятие своевременных мер по содержанию здания интерната создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей, обучающихся в МОУ школа №, ставит под угрозу их безопасность, при этом собственником добровольно обязанность по содержанию здания не исполняется, суд считает обоснованным требование прокурора о возложении на ответчика обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание интерната.

Принимая во внимание, что потенциально опасный объект находится на территории детского учреждения, а также с учетом времени, необходимого для подготовки и проведения открытого конкурса на проведение работ, а также времени, необходимого непосредственно для проведения работ, суд устанавливает срок для устранения допущенных ответчиком нарушений до 01 марта 2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кандалакшский район удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кандалакшский район, выразившееся в непринятии мер к поддержанию надлежащего состояния отдельно стоящего здания спального корпуса, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район в срок до 01 марта 2011 года принять меры для предотвращения несанкционированного доступа людей в указанное здание, а именно: закрыть оконные и дверные проемы.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.И. Плескачёва