о взыскании недоимки по земельному налогу и пени



Дело № 2-225/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2011 года                                                                                г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Вериной О.И.,

при секретаре Голышкиной Г.В.,

с участием: представителя истца Друщиц О.В., ответчицы Фоминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Мурманской области

к Фоминой Нине Валентиновне

о взыскании в бюджет недоимки по земельному налогу и пени,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Мурманской области (далее налоговый орган, инспекция, истец) обратилась в суд с иском к Фоминой Н.В. о взыскании в бюджет недоимки по земельному налогу и пени. В обоснование иска указала, что на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика земельного налога состоит Фомина Н.В., как физическое лицо, владеющее земельным участком на праве общей долевой собственности, занятым под многоквартирным домом, в котором ей на праве собственности принадлежит квартира. Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ответчице принадлежит на праве собственности объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации решением Совета депутатов Муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области от 28 октября 2008 года № 283 «О земельном налоге на 2009 год» на территории муниципального образования введен земельный налог, определены налоговые ставки по налогу, а также порядок и сроки уплаты налога. Исходя из имеющихся данных, с учетом положений ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, была определена доля Фоминой Н.В. в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома по адресу <адрес>, которая составила 0,01079 (или 1079/100000) из расчета <данные изъяты>. (площадь квартиры)/<данные изъяты>. (общая площадь дома). В соответствии со ст. 392 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений решения Совета депутатов Фоминой Н.В. был начислен земельный налог за 2009 год в сумме 695 руб. 98 коп., в её адрес через узел почтовой связи направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога от 22 октября 2010 года № 62581, в котором были указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога, не позднее 12 ноября 2010 года. Однако, до установленного срока уплата земельного налога не была произведена, в связи с чем ответчице было выставлено и направлено требование от 09 декабря 2010 года № 9581. До настоящего времени недоимка ответчицей не уплачена. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, просит взыскать с ответчицы недоимку в размере 695 руб. 98 коп. и пени в сумме 15 руб. 64 коп.

В судебном заседании представитель истца Друщиц О.В. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчица в судебном заседании с иском не согласилась, считает, что она, как пенсионер, должна быть освобождена от уплаты земельного налога.

Заслушав представителя истца Друщиц О.В., ответчицу Фомину Н.В., изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В силу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В пунктах 2 и 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 38 ЖК РФ).

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются, в том числе, земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

По правилам п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

На основании ст. 387 НК РФ решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области от 28 октября 2008 года № 283 «О земельном налоге на 2009 год» на территории указанного муниципального образования введен земельный налог, определены налоговые ставки по налогу, а также порядок и сроки уплаты налога.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По правилам ст. 392 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности. В данном случае налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что Фомина Нина Валентиновна состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области в качестве плательщика земельного налога, как физическое лицо, владеющее земельным участком на праве обшей долевой собственности, занятым под многоквартирным домом, в котором ответчице на праве собственности принадлежит квартира.

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Фоминой Н.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный под многоквартирным домом по <адрес>, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 25 октября 2005 года, то есть земельный участок перешел бесплатно в общую долевую собственность ответчицы, как собственника жилого помещения в данном многоквартирном доме. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>.

Таким образом, с момента формирования земельного участка, на котором расположен жилой дом, в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также присвоения кадастрового номера указанному земельному участку лицо является плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка. При этом основанием для уплаты земельного налога является свидетельство о праве собственности на жилое помещение.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме для целей исчисления земельного налога может быть определена на основании имеющейся в органах, осуществляющих технический учет и инвентаризацию недвижимости, технической документации на жилой дом

По информации, предоставленной администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, площадь жилого помещения, принадлежащего Фоминой Н.В. на праве собственности, составляет <данные изъяты>. По сообщению Кандалакшского филиала ГУПТИ <адрес> от 11 мая 2010 года № 660 общая площадь жилого дома по ул. <адрес> - <данные изъяты>

Налоговой инспекцией, исходя из представленных данных, была определена доля ответчицы в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома по адресу <адрес>, которая составила 0,01079 (или 1079/100000) - из расчета: <данные изъяты>. (площадь квартиры) / <данные изъяты>. (общая площадь дома).

Согласно расчету за 2009 год за ответчицей числится недоимка:

<данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость земельного участка, на котором располагается жилой <адрес>) х 0,01079 (доля в праве общей долевой собственности на земельный участок) х 0,11% (налоговая ставка)) = 695 руб. 98 коп.

Таким образом, Фомина Н.В. в 2009 году являлась собственником квартиры и земельного участка, который является объектом налогообложения, а потому обязанность по уплате земельного налога правомерно возложена на ответчицу.Истцом налог исчислен правильно, в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

По информации налогового органа налоговое уведомление № 62581 было направлено ответчице 25 октября 2010 года. В связи с неуплатой налога в установленные сроки, в соответствии с требованиями ст. 69 НК РФ, налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением по известному месту жительства, по адресу: <адрес>, Фоминой Н.В. направлено требование № 9581 от 09 декабря 2010 года, которым она извещалась о числящейся за ней недоимке. Данное требование вернулось в налоговую инспекцию с отметкой почтового отделения - «истек срок хранения». По правилам п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направленное по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Из представленного в материалах дела требования видно, что недоимка по земельному налогу на момент его выставления у Фоминой Н.В. имелась, а потому у налогового органа имелись и основания для выставления такого требования.

          Доводы ответчицы о том, что она освобождена от уплаты налога, необоснованны. При этом суд учитывает, что ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области от 28 октября 2008 года № 283 «О земельном налоге на 2009 год», ни иными актами законодательства о налогах и сборах не предусматривалось освобождение от уплаты земельного налога в 2009 году пенсионеров по возрасту в отношении земельных участков под многоквартирными домами. Решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша от 13 ноября 2009 года № 512 «О земельном налоге на 2010 год», в котором предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога данной категории граждан не может применяться к рассматриваемым правоотношениям сторон.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно расчету по состоянию на 07 февраля 2011 года пени составляют 15 руб. 64 коп. Расчет пени ответчицей не оспорен, иной расчет не представлен, оснований сомневаться в его правильности у суда не имеется.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований, с ответчицы подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2009 год в размере 695 руб. 98 коп. и пени в размере 15 руб. 64 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Истец на основании п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

          По правилам п. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции, исходя их имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

Принимая решение, суд считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащий взысканию с ответчицы 400 руб. до 100 руб. При этом суд учитывает <данные изъяты> Фоминой Н.В., ее материальное положение. Государственная пошлина в размере 100 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчицы в доход соответствующего бюджета.        

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить, взыскать с Фоминой Нины Валентиновны в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Мурманской области недоимку по земельному налогу в размере 695 руб. 98 коп., пени в размере 15 руб. 64 коп., а также государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 100 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней.

Судья:                                                       О.И. Верина